Меню
Главная - Другое - Заключение контракта по 223 фз при применении усн

Заключение контракта по 223 фз при применении усн

НДС в закупках по 223-ФЗ. Особенности участия в закупках поставщиков с общим и специальным режимом налогообложения


13.05.2016 спикер: Паршин Олег Когда появляется предмет закупки, то под нее выделяются деньги. Заказчик собирается за это платить, поэтому возникают нюансы: как указывать суммы в договоре?

С учетом НДС или без учета НДС? Попадает ли товар под облагаемые процентом категории. Если да, то под какой именно процент попадает? Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В России этот налог существует с 1992 года.

Нужно иметь этот налог ввиду в момент, когда производится расчет начальной (максимальной) цены договора. Бывают ситуации, когда объект закупки, который облагался НДС вчера, сегодня НДС уже не облагается. Если заявки оцениваются по конечной цифре (не дороже x рублей), то если выбирать из множества вариантов заявок, не учитывая налоговую составляющую, то смысла в закупке нет.

Возникают нюансы во время работы, поэтому нужно оценивать не голые цифры, а цены в разрезе НДС.

Признаются следующие операции (ст.146 НК РФ):

  1. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  2. строительно-монтажные работы для собственного потребления; ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
  3. реализация ТРУ на территории РФ, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

К примеру, если сдается в аренду помещение иностранной компании и если на территории той страны действует такое же законодательство, то помещение сдается компании без учета НДС. Как только товар попадает на территорию Российской Федерации, появляется налог на добавленную стоимость. Существует 3 ставки НДС:

  • 0%. Применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; оказании услуг по международной перевозке товаров и пр. (п.1 ст.164 НК РФ)
  • 18%. Основная, применяется во всех остальных случаях (п.3 ст.164 НК РФ)
  • 10%. Применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров (п.2 ст.164 НК РФ)

Если договор заключается с ООО, то НДС всегда нужно учитывать.

С точки зрения заказчика это неважно, но что делать с этой налоговой базой? При расчете цены можно применять НДС. Если использовать базу как инструмент определения победителя по цене, то формулы должны быть очищены по цене.

Многие организации при рассмотрении заявок очищают их от налогообложения. Опять же, юридическое лицо делает расчет начальной (максимальной) цены контракта с учетом налогообложения. Есть момент, отраженный в Налоговом кодексе РФ, когда товары/работы/услуги вообще не облагаются налогом.

Например, это может быть лицензионное соглашение «покупатель-продавец» по покупке программного обеспечения.

Это НДС не облагается. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Статья 149 описывает случаи, при которых вообще нет налога (ни НДС, ни УСН).

Всего: п.2 — 30 подпунктов п.3 — 34 подпункта.

Это важно знать при формировании закупочной документации.

Перейти на упрощенную систему может любое юридическое лицо, а также ИП за исключением организаций (ИП), указанных в пункте 3 ст.

346.12 (например, организации, имеющие филиалы; банки; страховщики; казенные и бюджетные учреждения и т.п.). Объектом налогообложения признаются:

  1. доходы, уменьшенные на величину расходов (15%). Они платятся тогда, когда участник получает доход, к примеру, в 100 рублей, несет расходы, но платит налог 15 рублей. Это схема «доход минус расход».
  2. доходы (0—6%). К примеру, заключается договор на поставку товара ценой в 100 рублей. Для заказчика это цена договора. Для поставщика эта сумма содержит не только прибыль, но и ставку налога. Классически организация получает 100 рублей и платит 6 рублей налога. Задача бухгалтеров — снизить налогооблагаемую базу.

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

  1. в 2015-2016 годах налоговая ставка может быть уменьшена до 0%;
  2. в 2017-2021 годах налоговая ставка может быть уменьшена до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    При этом размеры налоговой ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Важно знать, что в случае неуплаты налогов ответственность несеть не только тот, кто не их платит, но и вторая сторона по договору.

Если контрагент не является плательщиком НДС, но в договоре с заказчиком звучит, что нужно платить 18%, то необходимо соблюдать это правило.

Это грозит налоговым преступлением. Где может всплыть понятие НДС при применении 223-ФЗ?

ВЫДЕРЖКИ ИЗ 223-ФЗ о Н(М)ЦД 21 Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг: ч.5 ст.4 Извещение о проведении конкурса или аукциона … на аукционе — лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора ч.2 ст.3 Информационное обеспечение закупки: В ЕИС при закупке размещается …, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено 223-ФЗ и положением о закупке … В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или … ч.10 ст.4

  1. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) п.7) ч.10 ст.4
  2. порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

В компании заказчика должно быть сформировано положение о закупках, которое должно указывать параметры оценки с учетом или без учета НДС. Что делать, если такое не прописано в положении?

Просто поступившая цифра будет цельной, без разложения на составляющие. Заказчики часто пишут:

«Начальная (максимальная) цена договора, который выставляется в лоте, содержит в себе все налоги и платежи, которые поставщик собирается платить в бюджеты всех уровней»

. Нигде нет разбивки по налогообложению.

Почему так важно писать именно так?

Поставщик может обойти это: если этой фразы нет, то он может расценить цену без учета пошлин и налогов.

Если рынок, который участвует в закупке, сформирован поставщиками, которые работают с НДС (являются плательщиками 10%), то этот налог возникает автоматически с передачей денежной массы заказчика поставщику. Это и есть налог на добавленную стоимость. Если не учитывать НДС при формировании начальной (максимальной) цены контракта, то можно получить запуск закупки с ценой, которая не является адекватной.

Заказчики должны работать с поставщиками ответственно: не давать слишком высокие и слишком низкие цены.

Если в процессе закупочной деятельности рыночная цена установилась, то предприятие при расчете ставит, к примеру, цену контракта 90 рублей, запросив у организаций:

  1. оптовую стоимость,
  2. стоимость чистую.

Если цена будет неадекватной, то поставщики не придут на закупку.

Или поставщик может признать цену неэффективной. Необходимо отдавать себе отчет в том, что при формировании цены контракта заказчик работает, в первую очередь, как юридическое лицо. Нужно ли включать НДС в начальную (максимальную) цену договора? Законодательство не регламентирует требования включения и невключения НДС.

Законодательство не регламентирует требования включения и невключения НДС. На практике анализ положений показывает, что компании переходят на объявление цены, в которую включены все налоги и платежи. Таким образом, отпадает проблема расчета налогообложения.

Но важно требовать от поставщиков указания в составе заявки, являются ли они плательщиками НДС или нет.

Это единственное, что должно интересовать заказчика в плане налогов. Часто, если компания не обязана платить НДС на УСН, при выигрыше дает предложение и ей предлагается упасть в цене, то простых путей доказать заказчику его неправоту нет.

Заказчик понимает, что может манипулировать. Он перейдет в категорию, с которым необходимо работать четко. Поэтому запросы на разъяснения необходимо подавать на этапе подачи заявки. Если в положении об НДС ничего не сказано, а это записано в документации, то расчет НДС начинается при оценке. 223-ФЗ говорит о том, что у заказчика должно быть положение о закупках.
223-ФЗ говорит о том, что у заказчика должно быть положение о закупках. Заказчик не имеет право применять к поставщику действия, которые не указаны в документации.

Нельзя отклонить участника закупки за непредоставление документов, которые не требовались в закупочной документации. Иными словами, если что-то указано в закупочной документации, то он имеет право действовать на этом основании.

Заказчику интересен поставщик с НДС, так как при этом можно получить возврат процента из бюджета.

Бывают случаи, когда заказчик начинает шантажировать поставщика: когда договор поставщика падает в цене больше, чем на 18%, заказчик говорит, что при заключении договора он упадет еще на какой-то процент.

Для поставщика такие заказчики опасны, так как поставщик является плательщиком только 6-18%. Если в документации есть запись, что поставщика будут рассматривать без учета НДС, то борьба будет идти не только с конкурентами, но и заказчиками. Для заказчика нет такого правила, как деление закупок на лоты, которые облагаются или не облагаются НДС.

Заказчик имеет право купить группу товаров целиком в одной закупке (лоте). К примеру, взрослую и детскую одежда, которые облагаются налогом по-разному. 223-ФЗ вообще не определяет, каким образом нужно формировать закупку.

Но победитель закупки обязательно расписывает, сколько процентов он будет платить.

Это требования по содержанию или отсутствию налога на добавленную стоимость. Госкорпорация «Росатом» перешла на позицию компании, которая закупает товары, работы и услуги, в которые должно быть все включено.

На сегодняшний день госкорпорации не проводят разделения на закупки с НДС или без НДС.

Цена предложения для «Росатома» должна включать все.

В расчете функциональные заказчики должны сделать формирование цены: Для формирования начальной и конечной цены договора нужно указать все составляющие, а затем поставить сумму в закупочную документацию. ст.7.3.14 (Валюта закупки, ценовые поправки): Для приведения к единому базису оценки представленных заявок УПЗ, в документации о закупке должен быть указан порядок определения оценочной стоимости предложения УПЗ с учетом ценовой поправки, учитывающей дополнительные расходы заказчика, связанные с импортом продукции (таможенные платежи и сборы, налог на добавленную стоимость, взимаемые при пересечении таможенной территории, а также иные доп. расходы заказчика, связанные с импортом продукции), оплата которых не может быть обеспечена УПЗ в соответствии с законодательством государства, на территории которого будет исполняться договор и использоваться поставляемая по договору продукция.

Указанная ценовая поправка применяется только для целей корректной оценки УПЗ. До сих пор существует 2 позиции:

  1. С одной стороны, обязанности по уплате и, соответственно, предъявлению заказчику суммы НДС, а также выставлению счета-фактуры (документа, служащего основанием для принятия заказчиком к вычету предъявленных исполнителем сумм НДС) предусмотрены налоговым законодательством (ст.168, 169 НК РФ). Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, например применяющий УСН, не обязан предъявлять к оплате заказчику сумму НДС и выставлять заказчику счет-фактуру. А поскольку в силу ст.1 НК РФ, п.3 ст.2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, такие обязанности не должны зависеть от условий ГПД. Здесь можно прийти к выводу, что, даже если в контракте цена указана с примечанием «с учетом НДС», УПЗ по контракту не может быть принужден к уплате предъявлению заказчику суммы НДС, выставлению счета-фактуры. Многие суды придерживаются именно этой точки зрения, причем, с этой точки зрения, даже если УПЗ перейдет на режим налогообложения, не предусматривающий уплату НДС в ходе исполнения контракта, это не является основанием для уменьшения оплаты по контракту (постановления Пятнадцатого ААС от 28.01.2011 №15АП-12877/2010, ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2010 №Ф07-7566/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2011 №Ф08-3870/11, ФАС Поволжского округа от 28.05.2009 №А12-15624/2008). Если в проекте поставщик пропустил запись о НДС, то в соответствии с нормативными актами, НДС платить не нужно.
  2. С другой стороны, в силу пп.1, 5 ст.173 НК РФ, если лицо, освобожденное от уплаты НДС, все же выставит заказчику счет-фактуру и укажет в нем сумму НДС, то в этом случае он будет обязан исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Отсюда можно сделать вывод, что налогоплательщик, не уплачивающий НДС, может добровольно принять на себя обязательства уплачивать данный налог. Возможно, именно поэтому, по мнению других судов, если УПЗ, освобожденный от уплаты НДС, подписывает контракт, в котором цена указана с учетом НДС, причем ввиду запрета на изменение цены он лишен возможности требовать изменения этого условия, он тем самым принимает на себя обязательство уплачивать НДС, выставляя соответствующие счета-фактуры. Здесь возникает добровольное желание платить НДС государству.

Информация для поставщиков: при участии в закупке необходимо обратить внимание на документацию и толкования ситуации насчет НДС, а также обязательно направлять запрос на разъяснения. Но заказчики могут отклонить заявку, если она не соответствует форме, которая утверждена заказчиком.

Существуют альтернативные решения, которые относятся к проблемным местам вопроса об НДС: А 38-4507/2011 АС Республики Марий Эл 01 АП-717/2012 1 Арбитражный апелляционный суд Ф 01-2705/2012 ФАС Волго-Вятского округа и др.

Закупки у малого и среднего бизнеса по 223‑ФЗ: что нужно знать

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.

Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела. Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно

13 января 2020 Планируя закупки у малого и среднего бизнеса по Закону № 223-ФЗ, нужно учитывать объемы и алгоритмы проведения таких закупок, придерживаться квот и обращать внимание на программы поддержки малых и средних предпринимателей.

Чтобы понять, нужно ли организации применять , которое регулирует закупки у малых и средних предпринимателей (МСП), нужно посчитать объем ее выручки: если она больше 500 млн руб. и организация — неавтономное учреждение, нужно применять постановление.

Кредитным организациям следует обращать внимание на величину активов, а не на объем выручки.

У автономных организаций расчет производится на основании закупочных договоров. Если стоимость таких договоров, заключенных за предыдущий период, превышает 250 млн руб., автономное учреждение должно придерживаться Постановления № 1352.

Если порог по выручке, активам или договорам не достигнут, его можно не применять.

Такие заказчики не имеют права проводить специализированные закупки только для МСП. Любое ограничение участия в закупках по признаку субъект/несубъект МСП считается прямым нарушением норм и «О защите конкуренции».

Закупки, которые можно проводить у субъектов МСП по Постановлению № 1352:

  • Обычные закупки без ограничений, в которых выиграл субъект МСП (они тоже учитываются при расчете годового объема для квоты)

Для таких закупок не важны форма собственности, регистрация, местонахождение и юрисдикция участника, его организационно-правовая форма.

Участниками закупки могут быть как отдельно юрлица и физлица, в том числе без образования ИП, так и коллективные участники (), которые не являются участниками по отдельности.

  • Спецторги

Это закупки, участниками которых могут быть только представители МСП. Об этом сразу делается оговорка в закупочных документах — никто другой на эту процедуру не допускается.

Алгоритм проведения спецторгов описан в .
  • Субподряд 1 уровня

В закупку включено условие о том, что победитель обязан привлечь МСП как субподрядчиков.

Тогда субподрядный договор будет добавлен к закупкам заказчика как малая доля большого договора. Ежегодно, проводя закупки у субъектов МСП, нужно достигать двух квот — 15 % и 18 %. С 2015 года квоты увеличились с 9 % по общим закупкам и 5 % по спецторгам до 18 % по общим закупкам и 15 % по спецторгам.
С 2015 года квоты увеличились с 9 % по общим закупкам и 5 % по спецторгам до 18 % по общим закупкам и 15 % по спецторгам. За четыре года доля закупок у субъектов МСП, которые проводились по обычным правилам, спецторгам или субподряду первого уровня, увеличилась в два раза.

Доля закупок, которые проводятся через спецторги, увеличилась в три раза. Заказчик сам выбирает, как ему лучше скомбинировать закупки, чтобы достигнуть указанных значений. 15 % и 18 % – показатели, которые указывают на стоимость заключенных договоров в соответствующий период.

Для достижения квоты нужно не только провести закупки, но и запланировать спецторги. В плане закупок доля спецторгов должна составлять 15 % от совокупного годового объема договоров, которые будут заключаться.

То же самое касается закупок инновационной продукции. На этапе планирования эти параметры должны включаться в план.

Чтобы рассчитать квоту, нужно разделить количество договоров с малыми и средними предпринимателями (числитель) на общее количество договоров (знаменатель) и умножить получившийся показатель на 100 %.

Для числителя суммируются договоры по:

  1. Обычным закупкам, в которых победил МСП, в том числе закупкам у единственного поставщика — например, до 100 000 и до 500 000 руб., по которым заказчик не размещал информацию. Неважно, оформлялся ли договор или счет по итогам закупочной процедуры.
  2. Спецторгам с МСП, по которым заключили договоры, и договорам субподряда. Берется не сумма договора заказчика с подрядчиком, а сумма из договора подрядчика с субподрядчиком из числа МСП. Учитывается не общее количество заключенных договоров, а объемы оплаты договоров на один календарный год.

Для знаменателя суммируется общая масса закупочных договоров, кроме перечисленных в , – эти закупки не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок и не включаются в знаменатель.

Перечень исключений формировался с учетом состояния товарных рынков и рисков, которые могут возникнуть при привлечении МСП к исполнению сложных договоров, например, связанных с обороной страны, поставкой труб большого диаметра, крупными долгосрочными проектами по сооружению дорог. Если срок договоров по общим основаниям или спецторгам больше одного года, при расчетах годовых объемов учитываются стоимостные объемы закупок, которые рассчитываются на основании сведений по оплатам договоров в течение каждого календарного года. Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.

Эта норма касается заказчиков, которые включены в . Инновационную продукцию у малого бизнеса должен закупать ограниченный перечень заказчиков. Каждый год конкретные значения объемов закупок меняются.

Для общих закупок любой продукции установлены фиксированные значения — 15 % и 18 %, и скорее всего, такие показатели сохранятся в 2020 и 2021 году. Объем закупок для МСП по инновационной продукции должен рассчитываться ежегодно.

Он индивидуален для каждого заказчика.

Для заказчика из : 5 % СГОД ≥ У= х+0,05х, где х – ∑ стоимости договоров на поставку инноваций, заключенных по итогам спец закупок в прошлом году; СГОД – ∑ стоимости всех договоров за отчетный год от плана до итога * учитываются совокупные годовые стоимостные объемы закупок, рассчитанные на соответствующий календарный год согласно сведениям, содержащимся в плане закупки (проекте плана) или в заключенных договорах, об объемах оплаты договора в течение каждого года его исполнения Объем договоров, которые были заключены с субъектами МСП в прошлом году, увеличивается на 5 %.

Берутся договоры только на закупки инновационной продукции по спецторгам за прошлый год, это значение корректируется на 5 %. В первом случае рассчитывается 5 % от объема, во втором к объему прибавляется 5 %. Сравниваем две величины. Если скорректированный объем закупок для МСП превышает 5 % от года, нужно остановиться на 5 % от совокупного годового объема договора.

Это будет лимит закупок инновационной продукции у МСП.

Если скорректированное значение закупок инновационной продукции у МСП за прошлый год меньше 5 % от совокупного годового объема договора, нужно остановиться на скорректированном значении закупок инновационной продукции. На этапе планирования нужно учесть спецторги с учетом квот и значений, рассчитанных по формуле 5 % СГОД ≥ У= х+0,05х. В закупках инновационной продукции рассчитанная квота и 18 % и 15 % по закупкам любой продукции — минимальный порог, который можно превысить.

Рост квоты в два раза по общим показателям и в три раза по спецторгам с 2015 по 2020 годы связан с тем, что многие заказчики превышали изначальные пороги и доказали, что готовы поддерживать МСП по Закону № 223-ФЗ. Если заказчик применяет Постановление № 1352, нужно:

  1. определить необходимый объем с учетом квот и возможностей заказчика;
  2. разместить перечень в ЕИС и на своем сайте;
  3. запланировать и провести закупки и отчитаться о выполнении квоты (ежемесячный, годовой отчет).
  4. утвердить перечень закупаемых товаров;

От других закупок алгоритм отличает только перечень закупаемой продукции.

Каждый заказчик формирует такой перечень самостоятельно, подбирает продукцию индивидуально, исходя из средних значений цены на договоры по такой продукции. В перечне нужно указать наименование ОКПД2, детализировать ОКПД2 до раздела классов/подклассов, групп/подгрупп, видов продукции, категорий и подкатегорий.

Перечень размещается в и на своем сайте. Продукция, которая не включена в перечень, не может закупаться через спецторги, только через закупки на общих основаниях (иначе нарушается ). Заказчик вправе закупать продукцию, которая включена в перечень, не только у МСП, нужно учитывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) договора, который будет заключаться, учитывать ограничение по цене.

Договоры с НМЦК до 200 млн руб. должны проходить путем проведения спецторгов.

Ценовые коридоры спецторгов:

  1. от 200 до 400 млн руб. – можно проводить и спецторги, и закупки на общих основаниях;
  2. больше 400 млн руб. – нельзя проводить спецторги, это будет ограничением конкуренции.
  3. от 0 до 200 млн руб. – нужно проводить только спецторги;

Спецзакупки требуют особого внимания на каждом этапе закупочного цикла.

Для некоторых заказчиков минимальный срок планирования спецзакупок увеличен с 1 года до 3-х лет по специфическим закупкам у МСП. В данном случае речь идет об электронном конкурсе, электронном аукционе, электронном запросе котировок и запросе предложений. Перечень площадок определяется Постановлением № 1352.

Если НМЦД меньше или равна 7 млн руб., можно применить любой способ закупки. Если НМЦД от 7 млн руб. до 15 млн руб. включительно, можно воспользоваться всеми процедурами, кроме запроса котировок.

Если НМЦД больше 15 млн руб., можно проводить только конкурсы и аукционы по короткой процедуре (заявки подаются в течение 7 дней).

Если НМЦД превышает 30 млн руб., нужно выбирать долгую процедуру (заявки подаются в течение 15 дней).

Выбирать можно только конкурсы и аукционы в электронной форме. Это ограничение установлено с 2018 года с учетом сокращения срока сбора заявок.

Обычные закупки и закупки, где устанавливается требование о привлечении субподрядчика, регулируются положением о закупке.

Можно предусмотреть конкурсы, аукционы с запросами котировок и предложений и в электронной, и в обычной форме, и путем закрытых закупок. Для спецторгов любой другой способ, кроме электронных торгов, не допустим. При планировании закупки нужно не забыть включить разделы закупок у МСП по обычному плану и плану инновационной продукции.

Для каждой конкретной закупки нужно написать техническое задание (ТЗ), разработать требования к участникам, составить и уточнить проекты документации, извещения и договоров. Для закупок у МСП нужно составить требования к участникам, заявке и обеспечению заявки. ТЗ пишется так же, как для любой другой закупки, к нему применяются общие требования Закона № 223-ФЗ.

В составе заявки должны быть документ, подтверждающий, что участник включен в реестр МСП, или декларация о том, что участник соответствует критериям субъекта МСП. В приоритете сведения из реестра, а не из декларации. В требованиях к заявке нужно уточнить, что подразумевается под документами, которые подтверждают соответствие участника этим критериям.

Именно эти документы должны появиться в заявке. В составе заявки для спецторгов должен быть документ, содержащий сведения из реестра. Для новых поставщиков, о которых еще нет сведений в реестре, достаточно декларации о том, что участник соответствует критериям МСП.

К декларации не нужно прикладывать подтверждающие документы. Достаточно использовать форму из .

Заказчик не может просить участника предоставить документы о численности, выручке, бухгалтерские показатели из реестра или декларации. Если поставщик указал сведения в декларации, но заказчик обнаружил информацию о таком поставщике в реестре, приоритет будут иметь сведения из реестра.

Если не предоставить соответствующие сведения из декларации или предоставить декларацию, в которой есть сведения, не подтверждающие соответствие участника малому и среднему бизнесу, заявка может быть отклонена. Для закупок по общим основаниям, в которых победителем случайно становится МСП, заказчик вправе установить требования о включении в заявку декларации или сведений из реестра. В спецторгах это требование устанавливается обязательно.

Для дальнейшего учета закупок и более удобной работы с отчетностью лучше включать это требование в документы на любые закупки.

Даже если вы не устанавливали требование о предоставлении документов в составе заявки, на этапе заключения договора можно проверить участника в реестре МСП на сайте ФНС.

Если заказчик требует привлечь к участию только субъектов МСП на этапе субподряда, нужно включить в документацию требование о том, что участник должен изложить в составе заявки план привлечения субподрядчиков со сведениями о конкретных исполнителях. На этапе участия в закупке потенциальный участник должен подготовиться и найти субподрядчика.

В плане привлечения субподрядчиков должны быть указаны:

  1. сведения о конкретных субподрядчиках;
  2. сведения о предмете договора;
  3. сведения о существенных условиях его исполнения, месте, сроках и цене.

В последующем при исполнении договора эти сведения должны соблюдаться.

Поставщик может поменять субподрядчика только на другого субъекта МСП при сохранении соответствующих параметров по предмету, условиям договора и ценовым категориям. Заявки для спецторгов — конкурсов, аукционов, запросов предложений — состоят из двух частей и ценового предложения, для запроса котировок — из одной части и ценового предложения. С 2018 года по обеспечению заявки на спецторгах установлены ограничения.

Оно не может превышать 2 % от НМЦК. В первой части заявки описывается товар поставщика, во второй части — сам поставщик.

Сначала заказчик должен убедиться, что ему подходит товар и его устраивает его стоимость, уже после этого он оценивает поставщика. В первой части нельзя указывать сведения об участнике и цене товара — такая заявка отклоняется. Это минимизирует коррупционные риски.

Во второй части указываются сведения об участнике и его соответствии единым квалификационным требованиям.

223-ФЗ запрещает указывать ценовое предложение. В теле заявки поставщик дает согласие на поставку продукции в соответствии с требованиями документации.

Часто также нужно указывать характеристики продукции, которую будет поставлять поставщик, и любую информацию, которую требует указать документация.

В некоторых положениях Закон № 223-ФЗ и Постановление № 1352 противоречат друг другу. Приоритет имеют требования закона.

Если НМЦК не превышает 5 млн руб., заказчик не устанавливает требование об обеспечении заявок на участие в закупке. По общему правилу обеспечение заявок может быть до 5 % от НМЦК для обычных закупок и до 2 % от НМЦК для спецторгов. Доступные способы обеспечения заявки:

  1. деньги;
  2. банковская гарантия;
  3. другие способы, которые предусмотрены документацией о закупке.

Для спецторгов это:

  1. предоставление банковской гарантии.
  2. внесение денежных средств на спецсчет одного из банков, утвержденных Постановлением (список банков по 44-ФЗ и 223-ФЗ совпадает);

Оператор электронной площадки гарантирует, что деньги будут целы и разблокированы по правилам закупки.

Обеспечение заявки нужно вернуть не позднее, чем через 7 рабочих дней, которые отсчитываются от даты размещения итогового протокола, от даты подписания договора или решения о незаключении договора. Электронный конкурс и аукцион: в зависимости от НМЦК сбор заявок идет минимум 7-15 дней.

Запросы котировок и предложений: минимум 4 и 5 рабочих дней. Эти сроки можно увеличить, чтобы участник мог более тщательно подготовить заявку.

  • Заказчик рассматривает и оценивает заявки, составляет протокол и отправляет его оператору.
  • Оператор площадки направляет заявки заказчику в течение одного дня после окончания даты подачи заявок.
  • Заявки подаются в электронной форме оператору площадки.
  • Оператор составляет ценовые предложения и размещает информацию в ЕИС.
  • Заказчик ранжирует заявки, составляет и размещает итоговый протокол.
  • Оператор размещает протокол в ЕИС и на ЭТП.
  • Может включать в себя квалификационный отбор.
  • Оператор размещает на ЭТП вторые части заявок с учетом квалификационного отбора, сопоставляет ценовые предложения, ранжирует их и размещает в ЕИС.
  • Заказчик рассматривает их, составляет протоколы и отправляет их оператору в ЕИС.
  • Оператор после окончания срока подачи заявок в течение одного дня направляет заказчику первые части заявок.
  • Заказчик проводит квалификационный отбор, рассматривает участника на соответствие единым квалификационным требованиям, ранжирует заявки, формирует и размещает протокол
  • Может проводиться квалификационный отбор.
  • Первые части оператор направляет заказчику.
  • Заказчик их рассматривает и оценивает, отправляет протокол оператору, оператор размещает его в ЕИС.
  • Заказчик оценивает соответствие участника единым квалификационным требованиям.
  • Торг на площадке проводится путем постепенного снижения цены.
  • Добавляется элемент торга.
  • Сопоставляются ценовые предложения, оператор формирует итоговые сведения о поданных предложениях.
  • Рассматриваются и ранжируются вторые части заявок, составляется протокол.

Шаг аукциона может быть от 0,5 до 5 % от НМЦК. Нельзя подавать ценовые предложения, которые равны нулю, больше предыдущих предложений и меньше текущего минимального ценового предложения, поданного в пределах шага (ст.

3.4 Закона № 223-ФЗ).

  • Заказчик рассматривает заявки, ранжирует их и составляет протокол.
  • Оператор передает вторые части заявок заказчику.
  • Заказчик и оператор обмениваются документами. Оператор сопоставляет ценовые предложения.

Возможны пять дополнительных этапов.

На практике их невозможно применить одновременно, потому что законодатель ограничивает одновременное применение первого и второго этапа, и некоторые этапы взаимоисключают друг друга при проведении конкурса. Возможные дополнительные этапы:

  1. Квалификационный отбор и сопоставление дополнительных ценовых предложений.
  2. Обсуждение с участниками закупки функциональных и качественных характеристик и условий поставки на этапе подачи заявок или в самих заявках.
  3. Рассмотрение и оценка окончательных предложений.

Для квалификационного отбора важно извещение со сроками проведения. Также документы, которые подтверждают соответствие участника единым квалификационным требованиям.

Для переторжки необходимо указание сроков проведения переторжки. Также нужно рассказать участнику о минимальном ценовом предложении, которое уже подано.

Участник может подать еще одно ценовое предложение, но оно не может быть ниже его предыдущего предложения. Если участник не хочет менять ценовое предложение, то он не подает дополнительных предложений в рамках переторжки.

Заказчик при ранжировании заявки будет оценивать первоначальное ценовое предложение. Нельзя заключать договор с участником:

  1. если его статус субъекта малого и среднего бизнеса не подтвержден;
  2. если сведения из декларации не соответствуют критериям МСП.

Договор заключается в электронной форме на площадке оператора и подписывается электронной подписью заказчика и потенциального поставщика. Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями.

Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам — в торгах по 223-ФЗ. Если участник закупки не согласен с условиями проекта договора, он может выставить протокол разногласий. Заказчик поменяет условия договора с учетом этого протокола или объяснит, почему проект договора должен сохраниться в первоначальной редакции.

Обеспечение исполнения договора предоставляется, когда договор подписывается, но максимальное значение не может превышать 5 % от НМЦД. Обеспечение исполнения договора можно внести деньгами, банковской гарантией или иным способом. На этапе заключения договора проговариваются сроки, условия исполнения договора, порядок заключения договора через ЭТП.

Договор исполняется по нормам ГК. Договоры по закупкам для МСП на спецторгах, общих закупках и договорах субподряда оплачиваются в течение 30 дней.

Для закупок по спецторгам 30 дней отсчитываются с того момента, как подписан акт приемки-передачи между заказчиком и поставщиком или другой документ, который доказывает исполнение обязательств по договору. Для закупок по субподряду 30 дней отсчитываются от даты, когда заказчик примет продукцию у поставщика.

В пределах 30 дней заказчик должен оплатить услуги поставщика. Если заказчик отменяет закупку, оператор электронной площадки не может направлять ему заявки участников этой закупки. Заказчик может не соблюдать требование Постановления № 1352, если:

  1. один участник подал заявку и признан несоответствующим требованиям закупки;
  2. закупка не состоялась;
  3. все участники отозвали заявки;
  4. все участники не соответствуют требованиям;
  5. срок приема заявок истек и субъекты МСП не подали ни одной заявки;
  6. заказчик нашел подходящего участника, но он решил не заключать договор.

В этом случае заказчик может перейти на закупку по общим основаниям.

Такие программы должны поддерживать малый бизнес и сопровождать его на всех этапах планирования и исполнения договора. Любые мероприятия, предусмотренные программой, должны соответствовать закону о защите конкуренции, они не предполагают серьезных преференций для участников. В программе указываются:

  1. форма перечня;
  2. порядок формирования перечня;
  3. описание информационной поддержки участников программы.
  4. требования к участникам программы;
  5. перечень документов, которые подтверждают соответствие участников требованиям МСП;

Информационная поддержка может включать в себя информацию о правилах закупки, корпоративных системах управления качеством, управлении поставками.

Финансово-правовая и методическая поддержка — это отдельный блок мероприятий, которые нужно разрабатывать осторожно, чтобы не нарушить требования Закона № 223-ФЗ и закона о защите конкуренции.

Так, например, Росатом проводит форумы среди поставщиков атомной отрасли, размещает все методологические документы о закупках и материально-техническом обеспечении на сайте о тематических закупках.

Похожие программы партнерства есть у РЖД и нефтегазовых компаний. Заказчики обязаны отчитываться о закупках у субъектов МСП ежемесячно и ежегодно.

Ежемесячный отчет по ч. 19 ст.

4 Закона № 223-ФЗ подается до 10 числа каждого месяца включительно.

В него включается информация о договорах, заключенных среди субъектов МСП, — их количестве и общей стоимости. В отчет включаются:

  1. общее количество договоров, количество и совокупная стоимость оплат, которые пройдут по договорам в отчетном периоде, в том числе по договорам, которые были заключены ранее;
  2. общая стоимость заключенных договоров в соответствующем периоде в стоимостном выражении (учитываются договоры, которые нужно оплатить в соответствующем периоде);
  3. cведения о заказчике (автоматически заполняется через ЕИС);

Если заказчик заключил договор в 2017 году и оплачивает его в 2018, 2020 и 2020 годах, можно прибавить часть оплаты 2020 года к отчету 2020 года. Например, если в 2018 году заключен договор на 1 млн руб., то в каждом году оплата будет 300 000 — 400 000 руб.

Для отчета каждого года берется соответствующая часть.

  1. значения по общему количеству договоров, срок действия которых превышает один год и которые были заключены в предыдущих периодах.

Заказчики должны соблюдать сроки размещения информации и достигать квоты. В случае недостижения квоты и размещения недостоверной информации по квоте / неразмещения информации заказчик должен будет применять правила о контрактной системе при проведении закупок — более жесткие, чем требования Закона № 223-ФЗ и положения о закупках.

Подписаться × ЮК Юля Колешина Хорошая статья, спасибо. Еще хотелось бы отметить необходимость юридической поддержки при проведении корпоративных закупок.

В некоторых случаях, можно обойтись и без нее, конечно, но зачастую юристы значительно облегчают весь процесс. Плюс, в случае возникновения каких-либо трудностей, либо споров, можно быстро все урегулировать. Мы работаем с BRACE , их специалисты нас уже неоднократно выручали.

0 Ответить Загрузить ещё

Уменьшение цены госконтракта на НДС: правомерно или нет?

Среди участников госзакупок встречаются компании на УСН.

Как будет определяться цена контракта при победе такого участника в тендере?

Будет ли цена снижена на размер налога на добавленную стоимость или нет? По Закону № 44-ФЗ, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель торгов находится на упрощённой системе налогообложения, является незаконным.

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют положения, позволяющих заказчику в одностороннем порядке уменьшать цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, следовательно, контракт заключается по цене, предложенной победителем ( „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения»). В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет. Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав. В этом случае уменьшение суммы контракта на сумму НДС является явной дискриминацией прав исполнителя, который находится на упрощённой системе налогообложения, т.к.

в своей деятельности он уплачивает НДС поставщикам в составе единого платежа (счета), при этом у него отсутствует право на его возмещение со стороны заказчика. Таким образом, у исполнителя, находящегося на упрощенной системе, обязанность уплаты НДС есть, а права на его возмещение нет.

Налоговая нагрузка в данной ситуации полностью ложится на исполнителя.

При этом, обязанность уплатить НДС в бюджет прямым платежом есть ни что иное как двойное налогообложение. В отдельных случаях суды поддерживают подход, согласно которому сумма НДС признается прибылью участника закупки, ведь возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения упрощенной системы налогообложения законодательством не предусмотрена, так как участник не является плательщиком данного налога (; ; ).

Таким образом, существует четкая позиция, согласно которой уменьшение цены контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на размер НДС в случае победы исполнителя, который находится на упрощенной системе, является незаконным. В случае, если закупка проводилась в порядке предусмотренном Законом № 223-ФЗ, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ссылки на основной довод, который применяется при рассмотрении аналогичных споров в рамках Закона № 44-ФЗ, а именно невозможность изменения цены контракта ввиду ее твердого характера, будут менее весомыми. Так как Закон № 223-ФЗ является более гибким, то в документации могут быть предусмотрены вариативные условия.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, а только устанавливает общие принципы и основные требования к закупкам. Заказчики руководствуются в том числе разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров. Согласно ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В связи с этим отметим, что ни Закон № 223-ФЗ, ни какие-либо подзаконные акты, принятые в исполнение этого федерального закона, не разъясняют, следует ли определять стоимость закупаемых товаров, работ или услуг с учетом либо без учета косвенных налогов (в данном случае НДС).

С целью определения правомерности снижения цены договора на размер НДС необходимо изучение конкурсной документации по закупке.

Как правило в Информационной карте, в Проекте договора и в Техническом задании имеется указание на то, что в случае если победитель конкурентного отбора в соответствии с законодательством РФ не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, то договор с таким победителем заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС в размере ставки, определенной в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Приведенное условие может быть расценено судом при рассмотрении спора как соответствующее ст.4 Закона № 223-ФЗ и определяющее порядок формирования цены, что лишает возможности ссылаться на согласованность твердой цены с заказчиком независимо от режима налогообложения участника.

Стоит обратить внимание на то, что участник имеет право на обращение к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации.

При проведении конкурентного отбора один из участников обратился с вопросом о том, каким образом указывать цену при подаче заявки. Выходит, что участнику нужно указать сумму заведомо больше той, которую он рассчитал по техническому заданию ведь в противном случае она будет снижена на размер НДС, который при подаче заявки упрощенцем не учитывался.

Несмотря на наличие конкретного вопроса заказчик не смог дать на него однозначного ответа и лишь сослался на положения информационной карты. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Как отмечено в одном из судебных актов, заключение договора с ООО «ЧОП «Гэсэр» по цене, включающей в себя НДС, нарушило бы указанные принципы, поскольку предоставило бы ООО «ЧОП «Гэсэр» необоснованное преимущество перед другими участниками закупки, являющимися плательщиками НДС.

Сумма НДС в таком случае является необоснованной дополнительной прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога. Стоит отметить, что применительно к Закону № 44-ФЗ суды признают такую прибыль обоснованной.

Таким образом, заказчик может ссылаться на то, что условие о снижении цены договора на размер НДС направлено на предотвращение ситуации, в которой упрощенец будет поставлен в преимущественное положение относительно других участников.

В судебной практике можно встретить еще один подход, применяемый к договорам, заключенным в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 № 16АП-326/17 отмечено, что само по себе применение ООО «Витаминка» УСН не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены предложения, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ общество не лишено возможности выставить администрации счет-фактуру с выделением суммы налога с последующей уплатой ее в бюджет.

Оплата контракта, заключенного по результатам конкурса, должна производиться именно исходя из той цены, которая предложена заказчиком аукциона и указана в данном контракте, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из аукционной документации и заявки участника — победителя аукциона. При этом возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса УСН Закон № 223-ФЗ не предусматривает. Следовательно, цена контракта, учитывая факт применения обществом УСН, в рассматриваемой ситуации изменяться не должна.

Таким образом, позиция указывает на возможность включения НДС в цену договора, но с оговоркой на то, что это влечет налоговые последствия для участника (например, самостоятельную уплату такого налога в бюджет). Относительно того, что цена должна уплачиваться с НДС, т.к.

вопросы налогообложения не входят в компетенцию заказчика, также неоднократно высказывались суды (). Анализ законодательства и сложившейся практики его применения приводит к выводу о том, что снижение цены контракта, заключаемого на основании Закона № 44-ФЗ, неправомерно.

Относительно аналогичной ситуации при заключении договора по Закону № 223-ФЗ отсутствует четкое законодательное регулирование, а судебная практика не является единообразной.

Это свидетельствует о том, что при рассмотрении спора судом решение может быть как за включение НДС в цену, так и против.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к практикующему юристу, специализирующемуся на разрешении споров с сфере госзакупок, который знаком с последними изменениями законодательства и тенденциями складывающейся судебной практики.