Меню
Главная - Трудовое право - Влияет ли наличие инвалидности при приеме на работу

Влияет ли наличие инвалидности при приеме на работу

Обязан ли работодатель принимать на работу инвалидов


Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Отказывая в признании незаконным и отмене предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, суд в порядке пунктов 1, 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» исходил из того, что оспариваемое предписание, требующее от работодателя обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов, вынесено в пределах полномочий ответчика, прав истца не нарушает, поскольку законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и выполнению квоты, то есть обеспечению ее исполнения, при этом сведений, которые бы подтверждали принимаемые истцом эффективные меры для заполнения квотируемых рабочих мест, взаимодействие с учреждениями службы занятости населения, на территории которых заявлена потребность в работниках на рабочие места в счет квоты, не представлено.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Отклоняя требование о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, суд в порядке части 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статьи 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ установил вину заявителя в неисполнении им как работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, поскольку при отсутствии у работодателя трудоустроенных инвалидов вакансий для их приема на работу не имеется, о чем ежемесячно направлялась соответствующая информация в орган службы занятости, который не имел правовых оснований для направления к данному работодателю инвалидов для трудоустройства в счет квоты. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:»Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018 Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Работодатель обязан рассматривать инвалидов наравне с остальными претендентами на должность при приеме на работу. Но работодатели не горят желанием принимать инвалидов, опасаясь, что состояние здоровья не позволит им полноценно трудиться.

б) принимать надлежащие меры по трудоустройству нетрудоспособных лиц, в том числе по созданию специализированных служб по трудоустройству, учреждений со специальными условиями труда и меры по поощрению работодателей принимать инвалидов на работу.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Новости

Младший научный сотрудник Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Демьянова исследовала занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья и как статус инвалида влияет на трудоустройство. Приводим ряд тезисов из кандидатской диссертации Анны, которую она с успехом защитила 21 ноября 2020 года, дающих представление о положении инвалидов на российском рынке труда.В мире, согласно данным ООН, в 2006–2016 гг.

уровень занятости лиц с инвалидностью составлял в среднем 36% против 60% среди неинвалидов. В России лицам с ограниченными возможностями здоровья получить работу еще сложнее. Уровень занятости инвалидов, по данным Росстата за 2018 г., составляет всего 12,6% по сравнению с 68,2% по населению в целом.

Официальная статистика свидетельствует об уязвимом положении лиц с инвалидностью на российском рынке труда, что помимо низкого уровня занятости проявляется в высоком уровне безработицы, распространенной занятости в неформальном секторе и низкоквалифицированных занятиях, а также более частой, чем у неинвалидов, работе не по полученной специальности.

Уязвимое положение инвалидов на рынке труда не имеет какой-либо единственной причины, а складывается под влиянием множества факторов, действующих как со стороны спроса на труд, так и со стороны его предложения. С 2010 года Россия ведет активную политику интеграции инвалидов в общество и их вовлечения в рынок труда, стремясь уже к 2020 году довести уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста до 50%. Между тем развитие госполитики в сфере защиты прав инвалидов не было поступательным.

После значительного расширения системы господдержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в 1990-е гг., как в части пассивных, так и активных мер, последовал период «сжатия системы» в 2000-е гг., который постепенно завершился в связи с ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов.

На текущий момент главные меры государственной политики в этой сфере направлены на устранение барьеров, существующих для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставление им более индивидуализированной помощи, совершенствование взаимодействия между органами государственной власти, вовлеченными в процедуры освидетельствования, реабилитации инвалидов, а также с работодателями.

При этом по-прежнему важным источником дохода инвалидов в России являются денежные и натуральные льготы и предоставляемые им компенсации. Право получения и размер пенсий по инвалидности не привязаны напрямую к степени ограничения способности к трудовой деятельности.

С одной стороны, такой подход не сдерживает возможность занятости инвалидов.

С другой стороны, пенсии имеют менее адресный характер. Важной составляющей государственной политики являются специальные меры поддержки занятости инвалидов. С точки зрения работодателей, лица с инвалидностью в среднем менее конкурентоспособны на рынке труда из-за более низкой производительности в силу своих социально-демографических и профессиональных характеристик.

Инвалиды в среднем старше и менее образованы, чем неинвалиды; устойчивые нарушения здоровья, ограничивающие жизнедеятельность, могут негативно влиять на их производительность, ограничивать сферу профессиональной деятельности. Асимметрия информации о производительности инвалидов и существующие предубеждения по отношению к этой группе могут приводить к дискриминации по признаку инвалидности на рынке труда.

Привлекательность инвалидов как работников снижают специальные гарантии для инвалидов в сфере занятости, часть из которых может быть связана с дополнительными издержками для работодателей, например, на предоставление более продолжительного отпуска, сокращенной рабочей недели, особых условий труда, в т.

Привлекательность инвалидов как работников снижают специальные гарантии для инвалидов в сфере занятости, часть из которых может быть связана с дополнительными издержками для работодателей, например, на предоставление более продолжительного отпуска, сокращенной рабочей недели, особых условий труда, в т.

ч. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации. При этом меры активной политики не содержат достаточно стимулов для найма инвалидов, действующая система квотирования имеет существенные ограничения (небольшой размер квоты, охват организаций, невысокие штрафы за нарушения и непрозрачность исполнения квот), а занятость на специализированных предприятиях в последние годы значительно сократилась. Анализ зарубежной литературы показывает, что численность и уровень занятости инвалидов зависят от оценки индивидами издержек и выгод от получения государственной поддержки по инвалидности (статуса инвалида), на величину которых влияют институциональные особенности национальных систем социальной защиты.

Наступление инвалидности может привести к изменениям предпочтений индивидов относительно распределения времени между работой и досугом, как в связи с ухудшением здоровья, так и в связи с получением права на пособия и льготы по инвалидности. Результатом может стать снижение предложения труда или полный уход инвалида с рынка труда.

Поэтому при изучении положения инвалидов на рынке труда особый интерес представляет анализ влияния статуса инвалида как институционального конструкта отдельно от эффекта плохого здоровья и других социально-демографических характеристик. В ходе исследования подтвержден вывод, что статус инвалида оказывает значимое отрицательное влияние на вероятность занятости инвалидов в России в течение всего рассматриваемого периода (2004–2016 гг.).

В ходе исследования подтвержден вывод, что статус инвалида оказывает значимое отрицательное влияние на вероятность занятости инвалидов в России в течение всего рассматриваемого периода (2004–2016 гг.).

Этот эффект очень значителен и устойчив во времени: наличие статуса инвалида снижает вероятность общей занятости, включающей приработки, в среднем на 32 процентных пункта (п. п.), постоянной занятости — 30 п.

п. В то же время не удалось найти убедительных подтверждений влияния статуса инвалидности на продолжительность рабочей недели.

Этот эффект небольшой по размеру (3,8 часов), неустойчив во времени и не для всех лет является статистически значимым. Полученные результаты — сильное негативное влияние инвалидности на занятость при умеренном или слабом влиянии на продолжительность рабочего времени — согласуется с оценками в зарубежной эмпирической литературе.

Воздействие на занятость отражает дестимулирующее влияние пенсий и неденежных льгот по инвалидности, дискриминации со стороны работодателей, социальных и иных барьеров трудоустройства инвалидов.

Для оценки влияния статуса инвалида на спрос на труд этой группы населения требуются данные обследований предприятий, содержащие информацию о трудоустройстве лиц с инвалидностью.

К сожалению, на текущий момент такие данные отсутствуют. Однако данные обследования населения позволяют рассмотреть проблему дискриминации по признаку статуса инвалида как особенность спроса на труд этой части населения.

С помощью методов декомпозиции разрыв в уровнях занятости инвалидов и неинвалидов раскладывается на объясненную и необъясненную части.

Первая является результатом различий двух групп в производительных характеристиках. Вторую при определенных допущениях принято относить к эффекту дискриминации. Декомпозиция разрыва в уровнях занятости инвалидов и неинвалидов оценивалась на данных РМЭЗ ВШЭ за 2005 г., т.

к. данные только этой волны обследования содержат информацию об ограниченной способности индивида к труду. Эта информация позволяет более тщательно учесть различия индивидов в производительности.

Оценки были получены с помощью непараметрической декомпозиции, разработанной Х. Нопо, которая позволяет оценить необъясненную часть только по сопоставимым по характеристикам инвалидам и неинвалидам.

Используемая в исследовании методология позволяет интерпретировать необъясненную часть разрыва как верхнюю границу эффекта дискриминации.

Результаты исследования говорят о том, что инвалиды в России, скорее всего, сталкиваются со значительной дискриминацией по статусу инвалида в сфере занятости. По полученным оценкам верхняя граница дискриминации составляет около 25 п. п. разрыва в уровне занятости между инвалидами и сопоставимыми неинвалидами, не имеющими ограничений жизнедеятельности.

Однако данный эффект по-прежнему может включать влияние ряда факторов, которые сложно полностью проконтролировать. К таким факторам относятся: неслучайный отбор в официальную инвалидность, страх потери права на получение или снижения пенсий и льгот по инвалидности, физические барьеры и дискриминация по заработным платам.

Комитет по защите диссертации НИУ ВШЭ высоко оценил работу Анны Демьяновой

«Занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья: роль статуса инвалида»

. Диссертационный совет по экономике присудил ей ученую степень кандидата экономических наук.

Коллектив ИСИЭЗ поздравляет Анну с успешной защитой диссертации и желает успехов в реализации новых исследований!

Сотрудник-инвалид: все, что бухгалтеру и кадровику нужно знать про гарантии и компенсации

В любой организации может случиться так, что работник после заболевания или травмы принесет работодателю справку об инвалидности, либо на работу может быть принят инвалид. В связи с тем, что инвалиды – это особая категория работников, в данной статье расскажем, какие гарантии и компенсации им положены.

В настоящее время признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Порядком и условиями признания гражданина инвалидом, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее – Порядок № 95). В силу п. 9 Порядка № 95 инвалидность устанавливается: – для I группы – на два года; – для II и III групп – на год.
В силу п. 9 Порядка № 95 инвалидность устанавливается: – для I группы – на два года; – для II и III групп – на год.

При этом согласно п. 12 Порядка № 95 инвалидность устанавливается до 1‑го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

В соответствии с п. 36 Порядка № 95 гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

К сведению Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н, а форма индивидуальной программы реабилитации – Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в справке, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (п. 37 Порядка № 95). Получив от работника справку медико-социальной экспертизы, работодатель должен проверить правильность ее оформления, в частности, наличие всех необходимых данных.Если сотруднику была установлена инвалидность и ему противопоказана любая трудовая деятельность, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор на основании п.

5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в котором сказано, что трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при признании работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. К сведению Документом – основанием для увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ является справка медико-социальной экспертизы.

Кроме того, работодателю необходимо учитывать положения ст. 184 ТК РФ, в которой сказано, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются утраченный им заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. При этом виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами № 125‑ФЗ и 165‑ФЗ.Если сотруднику установлена инвалидность и ему необходим более легкий труд, согласно ч.

3 ст. 73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор с ним прекращается по п.

8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В этом пункте указано, что основанием для прекращения трудового договора является, в частности, отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч.
8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В этом пункте указано, что основанием для прекращения трудового договора является, в частности, отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч.

3 и 4 ст. 73 ТК РФ). При этом увольняемому работнику в таком случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ). Обратите внимание При увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска выплаты не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст.

83 ТК РФ (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Согласно ст. 182 ТК РФ при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется средний заработок по прежней работе:

  1. при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, – до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.
  2. в течение одного месяца со дня перевода;

Итак, из вышесказанного следует, что сотрудники при получении инвалидности могут продолжить работу по своей профессии либо могут быть переведены на другую (более легкую) работу, если в учреждении имеются вакантные ставки.

Кроме того, работодателю необходимо учитывать гарантии, установленные трудовым законодательством и Федеральным законом № 181‑ФЗ.

Рассмотрим их подробнее.Рабочее время.

По общему правилу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако согласно положениям абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.Продолжительность ежедневной работы (смены).Частью 1 ст.

94 ТК РФ установлено, что продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В настоящее время такое медицинское заключение выдается в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 № 441н

«Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»

.

Обратите внимание Несмотря на то, что инвалидам установлено сокращенное рабочее время, за ними сохраняется полная оплата труда.

Это значит, что работодатель не должен сокращать заработную плату пропорционально отработанному времени. Кроме того, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 11.05.2006 № 12918/МЗ-14 сказано, что для работников, которым законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени при условии сохранения оплаты труда в полном объеме, надбавка стимулирующего характера должна выплачиваться в полном объеме.Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни и ночное время. В силу ст. 96, 99 и 113 ТК РФ привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни, а также в ночное время допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, предусмотренном федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

При этом инвалиды должны быть под подпись ознакомлены с правом отказаться от вышеперечисленной работы. Обозначим некоторые общие правила, которые распространяются на всех работников, в том числе на инвалидов: – продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого сотрудника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. При этом работодатель должен обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого сотрудника; – привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя; – оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздники работнику-инвалиду осуществляется в общем порядке, установленном ст.

149 ТК РФ. Итак, при привлечении к указанным выше работам сотрудников-инвалидов работодатель должен:

  1. ознакомить работников под подпись с правом отказаться от выполнения данных работ.
  2. получить их письменное согласие;
  3. убедиться в отсутствии у них медицинских противопоказаний;

Обратите внимание Если инвалид был принят для работы в ночное время (так как у него отсутствуют медицинские противопоказания), продолжительность работы (смены) ночью для такого работника не сокращается, несмотря на то что ему установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.

96 ТК РФ).Продолжительность отпусков. По общему правилу, установленному ст. 115 ТК РФ, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней.

Однако для сотрудников-инвалидов продолжительность отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 181‑ФЗ).

Обратите внимание Условие о продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска должно быть включено в трудовой договор с работником-инвалидом (ч.

2 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, если работник организации в период работы представляет работодателю документы о наличии у него (установлении ему) инвалидности, в трудовой договор должны быть внесены изменения об установлении работнику удлиненного основного отпуска. В силу ч. 1 ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Кроме того, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы (в частности, работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году). Из приведенных положений законодательства следует, что отпуска без сохранения заработной платы, предусмотренные ст. 128 ТК РФ, подразделяются на те, которые предоставляются по усмо­трению работодателя (то есть работодатель вправе отказать в предоставлении отпуска), и те, которые работодатель обязан предоставить по заявлению работника.

К первой группе относятся отпуска, предоставляемые по семейным и другим уважительным причинам.

Ко второй группе относятся отпуска, установленные ч. 2 ст. 128 ТК РФ для отдельных категорий работников. В частности, это работающие инвалиды, которым предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 60 календарных дней в году.

Следовательно, работодатель обязан на основании письменного заявления работающего инвалида предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

На это обратил внимание Роструд в Письме от 16.04.2014 № ПГ/3387‑6‑1.Отсутствие необходимости оформлять отпуск за свой счетпри прохождении сотрудником-инвалидом переосвидетельствования в бюро МСЭ.

В Письме от 14.06.2017 № 14-2/ООГ-4787 Минтруд обратил внимание на то, что гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Переосвидетельствование инвалидов I группы производится один раз в два года, инвалидов II и III групп – один раз в год. При необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности гражданин направляется на медико-социальную экспертизу. При этом направление на МСЭ оформляется в соответствии с формой 088/у-06

«Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»

, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 77.

Кроме того, согласно разд. III Порядка № 624н при направлении на МСЭ выдается больничный лист. Следовательно, в табеле учета рабочего времени время прохождения МСЭ отражается как временная нетрудоспособность.

Таким образом, прохождение переосвидетельствования в бюро МСЭ является уважительной причиной отсутствия на работе и отпуск за свой счет в этом случае не оформляется.Инвалиды-чернобыльцы. Это отдельная категория работников, которые имеют право на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время, а также на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней, который оплачивается органами социальной защиты населения (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244‑1

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

).

Для получения дополнительного отпуска работодатель должен выдать такому работнику справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов) и периоде, за который предоставляется отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенную печатью (Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 № 136

«О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой»

).Преимущество при сокращении штата. В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности работников или штата при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается, в частности, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества.

Если указанные категории работников все же подпадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов.

Работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Это указано в ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181‑ФЗ.

При этом минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждых предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ч.

2 ст. 22 Федерального закона № 181‑ФЗ). К сведению Приказом Минтруда РФ от 19.11.2013 № 685н установлены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 утверждены СП 2.2.9.2510‑09

«Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»

.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы в силу п.

3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов.

В частности, вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов I и II групп. Данный вычет предоставляется в каждом месяце года независимо от величины годового дохода работника.

В остальном порядок исчисления, удержания и перечисления налога такой же, как и в отношении остальных работников. Согласно ст. 427 НК РФ в 2017 году пониженный тариф страховых взносов для организаций, где работают инвалиды, не предусмотрен. В 2017 году тарифы страховых взносов, начисляемых на выплаты работникам организациями, не имеющими права на пониженные тарифы, установлены ст.

426 НК РФ и составляют: 1) в ПФР: – 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; – 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;К сведению Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2017 году составляет 876 000 руб.

нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление № 1255, п.

3 ст. 421 НК РФ). 2) в ФСС – 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;К сведению Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС по нетрудоспособности и материнству составляет 755 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление № 1255).

Свыше этой величины страховые взносы в ФСС не уплачиваются (п.

3 ст. 421 НК РФ). 3) в ФФОМС – 5,1%. Данные взносы организация обязана уплачивать со всей суммы вознаграждения, поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФФОМС на 2017 год не утверждена.

* * * В заключение отметим основные моменты, связанные с работой сотрудников-инвалидов. Итак, если сотруднику установили инвалидность, работодатель обязан предоставить ему гарантии, которые предусмотрены Трудовым кодексом и Федеральным законом № 181‑ФЗ: – сокращенный рабочий день (смену) в соответствии с медицинским заключением; – более продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск; – отпуск без сохранения заработной платы по просьбе сотрудника продолжительностью до 60 календарных дней в году; – предложение имеющихся вакансий, если сотрудник-инвалид нуждается в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением; – расторжение трудового договора на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если работник, которому установили инвалидность, не может продолжать трудовую деятельность в связи с медицинским заключением; – расторжение трудового договора по п.

8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, если работник-инвалид отказался от предложенной ему работодателем работы в соответствии с медицинским заключением либо у работодателя отсутствует подходящая ему работа в связи с медицинским заключением и ограничением способности к трудовой деятельности; – неосуществление выплат за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п.

8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст.

83 ТК РФ; – сохранение среднего заработка по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя; – стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. для работников – инвалидов I и II групп; – исчисление страховых взносов с выплат сотруднику-инвалиду в общеустановленном порядке.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Федеральный закон от 24.11.1995 № 181‑ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

.

Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности, утв.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н.