Меню
Главная - Другое - Виды административно правовых договоров

Виды административно правовых договоров

Понятие и виды административных договоров.


Административный договор– это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов РФ) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами. административный договор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Признакиадминистративного договора: • является разновидностью правового договора; • основывается на нормах административного права; • его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве; • заключается между двумя и большим числом субъектов; • одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель; • является результатом взаимного согласования мнений его участников; • рассчитан на определенный срок действия; • заключается в соответствии с установленной процедурой; • не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников; • несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий; • целью является реализация публично-правовых интересов его участников; • обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критериюсреди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.). Исходя из юридических свойствможно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры. По характеру взаимоотношений субъектовбывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленностиадминистративные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа. В зависимости от круга субъектовдоговоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами. В зависимости от числа субъектовсуществуют двусторонние и многосторонние договоры.

По степени сложности можно выделить ординарные административные договоры, сложные и уникальные.

По общепринятым критериям административные договоры можно разделить на дву- и многосторонние, типовые и консенсу-альные, предварительные и главные и т.

д. По содержанию можно различать чисто организационные соглашения и договоры смешанного типа, в которых организационные вопросы связаны с трудовыми, имущественными 26. Понятие и признаки правовых актов государственного управления.

Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти.

Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е.

их компетенция. Прежде всего следует отметить, что они представляют собой, юридический вариант управленческих решений. Это означает,что, принимая такой акт, соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) решает общий или индивидуальный вопрос, возникающий в сфере государственного управления и относящийся к его компетенции. По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором, во-первых, находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности и, во-вторых, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

Правовой акт управления императивен, что означает юридическую обязательность содержащихся в нем предписаний для адресата. Их исполнение обеспечивается, в частности, угрозой юридической ответственности за уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение этих предписаний. Для юридического содержания правовых актов управления характерно то, что они могут устанавливать правила должного поведения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, порождающего конкретные административно-правовые отношения.

Для юридического содержания правовых актов управления характерно то, что они могут устанавливать правила должного поведения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, порождающего конкретные административно-правовые отношения. Так, приказ министра или руководителя федерального органа исполнительной власти может установить правила, обязательные для всех органов, должностных лиц, предприятий и учреждений, действующих в порученной данному органу сфере деятельности.

Его же приказ о назначении лица на должность в аппарате министерства порождает конкретное государственно-служебное правовое отношение. Правовые акты управления в любой своей разновидности подзаконны, т.е.

могут издаваться полномочными исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами и в интересах обеспечения их исполнения. Для правовых актов управления характерно то, что издаются они в качестве письменного документа. Допустим и устный их вариант (например, он распространен в системе военного управления, а также в служебных отношениях между руководителями и непосредственно подчиненными им работниками).

В процессе деятельности исполнительных органов используются различного рода служебные документы (докладные записки, отчетные материалы, акты ревизий и проверок, протоколы, справки и т.д.).

Такие документы содержат в себе определенные данные, имеющие и юридическое значение. Так, акт ревизии фиксирует то, что было обнаружено, содержит рекомендации по устранению вскрытых недостатков и по наказанию виновных.

Но правовым актом такой служебный документ не является.

Дело в том, что, во-первых, сама ревизия проводилась на основе соответствующего приказа, т.е. правового акта; во-вторых, ее результаты могут быть реализованы также только приказом руководителя. Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов.

Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов. Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственной управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических).

Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений. Правовые акты управления решают многие вопросы, связанные с детализацией и конкретизацией законодательных актов. Например, реализация Федерального закона

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

потребовала издания около двадцати президентских указов и правительственных постановлений.

Изданные в нарушение принципа подзаконности правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке. В последнем случае полномочия по отмене противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти.

Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты.

Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судебном процессе. Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки. 1. Правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций.

1. Правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций. Само управленческое решение является результатом спланированных и предпринятых действий со стороны уполномоченных субъектов публичного управления.

2. Правовой акт издается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, т. е. специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Те субъекты, которым адресован правовой акт управления, не имеют возможности воздействовать на волеизъявление властвующего субъекта.

Вместе с тем лица или организации, в отношении которых был вынесен акт, могут в процессе его действия пытаться выяснить степень его обоснованности и законности (например, путем оспаривания в суде).

Правовой акт управления может быть в установленном законодательством административном и судебном порядке оспорен или признан недействующим, т.

е. незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления — юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Волеизъявление субъекта обнаруживается в акте управления как юридическом документе, который служит формой данного волеизъявления. Правовой акт управления носит государственно-властный характер.

Это означает, что его появление обусловлено общественными и государственными интересами (публичными интересами) и направлено на урегулирование конкретных отношений, установление общеобязательных правил поведения или решение единичного вопроса, а также спора, возникающего в системе функционирования исполнительной власти и всего публичного управления.

5. Правовой акт управления определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения.

Правовой акт содержит обязательное юридически властное предписание, подлежит безусловному исполнению, он императивен. Таким образом, с одной стороны, административный акт может регламентировать абстрактные правовые отношения, т. е. вводить общеобязательные правила поведения для неограниченного круга физических и юридических лиц (так называемое абстрактное правовое регулирование), а с другой — разрешать возникший в управленческой практике спор или административное дело (так называемое индивидуальное правовое регулирование).

В последнем случае путем издания административного акта орган исполнительной власти или должностное лицо решает общий либо конкретный вопрос, возникающий в процессе его деятельности по осуществлению исполнительно-распорядительных властных полномочий. 6. Правовой акт управления определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления. Он создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений либо служит юридическим фактом, который непосредственно порождает, изменяет, прекращает такие правоотношения.

7. Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления.

Правовой акт управления подзаконен, т. е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, международными договорами и другими законодательными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законодательными и иными нормативными актами субъектов РФ (уставами субъектов РФ, их законами), нормативными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти в интересах обеспечения и исполнения содержащихся в них предписаний.

Административный акт принимается на основе законов в порядке, установленном нормативными актами (управленческий процесс), и для исполнения или применения законов. 8. Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.
8. Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.

д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания; 9. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения). Обычно он издается в письменной форме с соблюдением официально установленных процедур, предусматривающих порядок подготовки, согласования, обсуждения, экспертизы проекта акта управления, его утверждения, регистрации и опубликования.

Для некоторых актов управления (например, актов федеральных органов исполнительной власти) установлены правила подготовки, принятия, государственной регистрации и опубликования.

Отдельные положения порядка принятия актов управления содержатся, например, в регламенте заседаний Правительства РФ, в регламентах проведения заседания администраций субъектов РФ, ведомственных инструкциях отдельных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других органах федеральной исполнительной власти. Однако общие правила подготовки и утверждения правового акта пока не получили законодательного установления.12 Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот. Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем. Что будет с Землей? — задался я вопросом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Административно-правовые договоры как форма деятельности субъектов государственной администрации

Как работает сервис Содержание В данном разделе рассматривается порядок заключения административно правовых соглашений между субъектами госадминистрации разного и одного иерархического уровня, а также служебные контракты.

В содержании действующего законодательства не применяются понятия административно-правового договора или административно-правового соглашения. Но авторы специальной литературы подобные договоры/соглашения рассматривают, как одну из форм деятельности субъектов системы правовых норм. Данные договоры/соглашения закрепляются в федеральном и региональном законодательствах.
Данные договоры/соглашения закрепляются в федеральном и региональном законодательствах. Они применимы для субъектов госадминистрации разного иерархического уровня, исполнительных органов госвласти субъектов России и органов местного управления муниципальных образований, а также государственных органов – нанимателей на госслужбу и граждан.

В российском законодательстве допускается возможность заключать договора/соглашения между органами госвласти России и ее субъектов.

В Конституции России предусмотрено то, что федеральные органы исполнительной ветви власти по согласованию с органами исполнительной вести власти субъектов России вправе передавать им исполнение части своих функций, если они не противоречат Конституции России и федеральному законодательству.

Органы исполнительной ветви власти субъектов России по согласованию с федеральными органами исполнительной ветви власти вправе передавать им осуществление части своих функций (части 2 и 3 статьи 78).

Указанные конституционные нормы рассматриваются и развиваются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве России».

В данном правовом документе устанавливается, что Правительство России по согласованию с органами исполнительной ветви власти субъектов РФ вправе передавать им осуществление части собственных функций и реализовывать функции, переданные ему от органов исполнительной ветви власти субъектов России на базе соглашений.

Рекомендуем прочесть:  Ракетные войска алкино

Исключительно лишь на заседаниях Правительства России принимают решения по вопросам подписания соглашений с органами исполнительной ветви власти субъектов России (части 2 и 3 статьи 13, часть 11 статьи 28). В Федеральном законе, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов госвласти субъектов России содержится самостоятельная глава об общих принципах разграничения функций между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъекта России.

Здесь устанавливается, что функции органов госвласти субъекта России по вопросам совместного ведения определены в Конституции государства, федеральных законах, законах субъектов России и договорах о разграничении полномочий и соглашениях.

Функции органов госвласти субъекта России по вопросам ведения страной определены в федеральных законах, издаваемых согласно им нормативно-правовыми актами Президента России и Правительства России и соглашениями.

Нормативно-правовое регулирование на основании перечисленных договоров и соглашений является дополнением применительно к действующему регулированию на базе нормативно-правовых актов: постановлений, законов, указов. Оно применимо в ситуациях, когда невозможно или же нецелесообразно по каким-то обстоятельствам решать дилемму уточнения, перераспределения, делегирования функций при помощи федерального закона и иных нормативно-правовых актов.

Порядок заключения и вступления в юридическую силу соглашений между федеральными органами исполнительной ветви власти и исполнительными органами госвласти субъектов России по поводу передачи ими друг другу части собственных функций регулируется Правительством России.

Подготовку проекта соглашения осуществляет федеральный орган исполнительной ветви власти либо исполнительный орган госвласти субъекта России, являющимся инициатором соглашения. Проект договора/соглашения инициатор направляет второй стороне.

Согласование проекта соглашения осуществляется в течение 2-х недель. Однако он может быть продлен по договоренности между сторонами на 1 месяц.

В случае если проект договора не будет согласован обеими сторонами в указанный срок, инициатор имеет право обратиться в Правительственную комиссию, занимающуюся административной реформой, для рассмотрения разногласий. Члены правительственной комиссии принимают согласованное сторонами решение по поводу подписания соглашения или же о прекращении процесса его заключения.

Правительственная комиссия вправе также принять решение, чтобы направить материалы, связанные с заключением соглашения, с целью рассмотрения на заседании Правительства России, в случае если к ней поступит обращение высшего должностного лица субъекта России (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта России). Правительство России принимает по предоставленным материалам заключительное решение в течение 1 месяца. Подписанное участниками соглашение утверждается по распоряжению Правительства России.

Проект данного распоряжения вносится в Правительство России федеральным органом исполнительной ветви власти, который является стороной соглашения, в течение 1 недели с момента подписания соглашения. Соглашение официально вступает в юридическую силу с момента вступления в силу распоряжения Правительства России об его утверждении. Копию соглашения федеральный орган исполнительной власти (сторона соглашения) направляет в Министерство регионального развития государства.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание Немного другой порядок предусмотрен для соглашений, для которых учитывается передача функций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте объектов капитального строительства, которые находятся в федеральной собственности (в том числе реализация функций строительной компании, учитываемых в федеральном законодательстве о градостроительной деятельности). Перечисленные соглашения вступают в юридическую силу с учетом некоторых особенностей:

  1. договор/соглашение вступает в юридическую силу с даты, определенной данным соглашением;
  2. в случае если одним из участников указанного соглашения выступает федеральная служба(агентство), которая(-ое) находится в ведении федерального министерства, тогда соглашение поступает на подтверждение федеральным министерством и признается заключенным с момента данного утверждения и вступает в юридическую силу с момента вступления в юридическую силу нормативно-правового акта федерального министерства об его утверждении.
  3. в случае несогласования проекта договора/соглашения в установленные 2 недели с возможностью продления на 1 месяц процесс заключения соглашения прекращается;

По договоренности разделяются функции органов исполнительной ветви власти краев и областей, которые имеют в составе автономные округа, и органов исполнительной ветви власти автономных округов.

Субъекты России и их государственные органы исполнительной ветви используют договорную форму регулирования в целях координации совместной исполнительной деятельности, а также взаимодействия при реализации общего административного управления и административно правового регулирования. Она применима также в правовых отношениях между органами исполнительной ветви власти субъектов России и органами местного управления муниципальных образований. Другой вид административных договоров – это служебный контракт (касаемо прохождения военной службы).

Административный договор является соглашением на добровольной основе между представителем нанимателя на прохождение гражданской службы либо федеральным органом исполнительной ветви власти, в котором подразумевается военная служба, и гражданином, отправляющимся на государственную гражданскую или же военную службу.

Административно-правовой договор/соглашение/контракт представляет собой форму деятельности субъектов госадминистрации, предусмотренной в административном праве, выражающаяся в официальной письменной форме; добровольное публичное волеизъявление равноправных сторон административного правового отношения, причем минимум один участник имеет статус исполнительного органа либо должностного лица госвласти, но использует в этом отношении собственные властные права.

Предметом договора/соглашения выступает передача сторонами друг другу реализации части своих функций, ответственности, организация общей исполнительной деятельности, административного управления и правового регулирования, зачисление на государственную гражданскую, военную либо правоохранительную службу.

Обычно заключение административно правового договора/соглашения сопровождается последующим принятием нормативного либо индивидуального административно правового акта с целью осуществления достигнутых договоренностей в ходе дальнейшей исполнительной деятельности, административного управления и правового регулирования.

Фактически властные полномочия – это одни из самых очевидных признаков компетенции органов госвласти, а наделение их полномочиями либо изменение их объемов происходит по единому правилу лишь через издание правовых актов.

Потому признается, что самого по себе договора/соглашения, рассматриваемого без сопровождающего правового акта, недостаточно для приобретения полномочий исполнительным органом госвласти, которому данные полномочия переданы. С юридической точки зрения, в этом случае чтоб получить властные полномочия, необходим сложный состав в форме 2-х документов для их передачи: договор/соглашение и правовой акт.

Служебный контракт тоже действителен совместно с правоприменительным актом, посвященном назначению гражданина на государственную должность гражданской службы.

При рассмотрении вопросов участия исполнительных органов госвласти в договорном регулировании следует уделить внимание особенностям заключения гражданско-правовых договоров, где указанные органы пользуются собственными специфическим властным воздействием.

В Федеральном законе, посвященном поставкам продукции для федеральных государственных нужд предусмотрена контрактная (договорная) основа заказов на поставку товаров (статьи 3, 5). В Федеральном законе касаемо закупок и поставок сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, тоже установлена договорная форма заказов на закупку и поставку (статьи 1, 3, 5, 6 и 8). Данные отношения в ГК РФ регулируются, как договорные и гражданско-правовые (статьи 525-534).

Одновременно с этим, в договорах подобного плана есть некоторые административно правовые элементы. Так, для них характерен государственный заказчик в лице органов госвласти и госконтроль, обеспечение госнужд за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов России.

К отношениям, не регулируемым ГК РФ, применяют законы, посвященные поставкам товаров для госнужд.