Меню
Главная - Другое - Валютная выручка порядок обязательной продажи части валютной выручки

Валютная выручка порядок обязательной продажи части валютной выручки

Валютная выручка порядок обязательной продажи части валютной выручки

Об обязательной продаже части валютной выручки


на внутреннем валютном рынке Российской Федерации Инструкция Центрального банка РФ от 30.03.04 № 111-И Зарегистрирована Министерством юстиции РФ 29.04.04 № 5779 С 18 июня 2004 года будет действовать новый порядок обязательной продажи части валютной выручки. Требование об обязательной продаже будет распространяться не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей. (в формате doc.) Опубликованный выше документ (далее — инструкция № 111-И) определяет, как резиденты Российской Федерации должны будут продавать часть полученной валютной выручки. Обратите внимание: теперь требование об обязательной продаже будет распространяться не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

Сейчас для них такой порядок не установлен.

И поэтому, как разъяснял сам Центральный банк РФ, от индивидуальных предпринимателей до сих пор не требовали продавать часть валютной выручки. КОГДА БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ИНСТРУКЦИЯ Полномочия регулировать порядок обязательной продажи валютной выручки резидентов предоставляет Центральному банку РФ статья 21 Федерального закона от 10 декабря 2003 г.

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ; опубликован в «ДК» № 2, 2004). Поэтому инструкция № 111-И вступает в силу одновременно с Законом № 173-ФЗ, то есть с 18 июня 2004 года (п.

5.2 инструкции № 111-И). (О разночтениях в дате вступления в силу Закона № 173-ФЗ подробно можно прочитать в комментарии к указанию ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. № 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом»; опубликовано в этом номере «ДК» на стр.

№ 1410-У

«О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом»

; опубликовано в этом номере «ДК» на стр.

100). До этой даты продолжают действовать Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые на его основе подзаконные нормативные правовые акты. Прежде всего это инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г.

№ 7 (утв. приказом ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 02-104А

«О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»

; далее — инструкция № 7).

А также указание ЦБ РФ от 9 июля 2003 г. № 1304-У (

«Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности»

; опубликовано в «ДК» № 14, 2003; далее — указание № 1304-У).

Отметим, что с 1 января 2007 года резиденты вообще не будут обязаны продавать часть валютной выручки. Об этом сказано в части 3 статьи 26 Закона № 173-ФЗ. Таким образом, с 1 января 2007 года инструкция № 111-И фактически утратит силу.

ЧТО И СКОЛЬКО ПРОДАВАТЬ Часть 1 статьи 21 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что резиденты должны продавать 30 процентов суммы валютной выручки.

Но при этом разрешает Центральному банку РФ установить меньший размер обязательной продажи валютной выручки. Напомним, что с 10 июля 2003 года такой размер составляет 25 процентов (указание № 1304-У).

Этот размер останется и после 18 июня 2004 года (п.

1.2 инструкции № 111-И). Обратите внимание: в пункте 4 инструкции № 7 есть перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. В него входят, например, суммы дивидендов, привлеченных кредитов и т.

п. В инструкции № 111-И такого перечня уже нет. Но это не значит, что после 18 июня 2004 года на эти суммы будет распространяться требование об обязательной продаже.

Просто в самом Законе № 173-ФЗ появилось точное определение валютной выручки, из которого следует, что ни кредиты, ни дивиденды выручкой не являются. По этой же причине Центральный банк РФ уточнил в пункте 2.2 инструкции № 111-И, что некоторые суммы надо зачислять непосредственно на текущий валютный счет резидента, минуя транзитный валютный счет.

Это касается сумм, поступивших: — с одного текущего валютного счета резидента на другой его текущий валютный счет, открытый в том же уполномоченном банке; — от уполномоченного банка; — с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытый в том же уполномоченном банке. А вот перечень расходов, на которые можно уменьшить сумму валютной выручки, подлежащую обязательной продаже, почти не изменился. Теперь в пункте 1.3 инструкции № 111-И содержится прямая ссылка на перечень таких расходов, приведенный в самом Законе № 173-ФЗ (п.

1-3 ч. 5 ст. 21). В него входят оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов, уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов, выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля. При этом размер комиссионного вознаграждения банку больше не ограничивается.

КАК ПРОДАВАТЬ ЧАСТЬ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ По новым правилам не позднее следующего рабочего дня после поступления выручки в иностранной валюте уполномоченный банк обязан направить резиденту уведомление. В нем банк указывает, что не позднее чем через семь рабочих дней с даты поступления выручки резидент должен направить банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, а также справку, идентифицирующую поступившую выручку.

В нем банк указывает, что не позднее чем через семь рабочих дней с даты поступления выручки резидент должен направить банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, а также справку, идентифицирующую поступившую выручку. Обратите внимание: в настоящее время этот срок составляет тоже семь дней, но не рабочих, а календарных.

Новый срок будет распространяться на всех резидентов.

Дело в том, что указанием от 30 марта 2004 г.

№ 1413-У (опубликовано в этом номере «ДК» на стр. 91) Центральный банк РФ отменил с 18 июня 2004 года несколько своих документов, которые устанавливали порядок обязательной продажи части валютной выручки.

В том числе отменены льготные сроки обязательной продажи части валютной выручки, которые были предусмотрены для страховых организаций и организаций, оказывающих услуги международной связи.

В настоящее время применяется единая форма поручения на обязательную продажу валюты (приложение 2 к инструкции № 7).

С 18 июня 2004 года форму распоряжения будет устанавливать каждый банк самостоятельно.

Единственное требование, которое предъявляет Центральный банк РФ, — чтобы в этой форме были сведения, перечисленные в пунктах 3.3.1-3.3.7 инструкции № 111-И. Рассмотрим еще несколько новшеств, которые вводит инструкция № 111-И.

Помимо распоряжения резидент должен будет направить в уполномоченный банк справку.

В справке надо идентифицировать поступившую выручку, то есть указать, в связи с какой именно валютной операцией она поступила. Форму справки должен утвердить Центральный банк РФ.

При этом резидент и уполномоченный банк могут указать в договоре, что банк будет сам продавать часть поступившей валютной выручки, не дожидаясь распоряжения резидента, и самостоятельно заполнять справку (пункт 3.9 инструкции № 111-И).

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ О ПРОДАЖЕ Последнее серьезное новшество связано с последствиями, которые наступят, если резидент нарушит требование о сроке обязательной продажи части валютной выручки.

В настоящее время действует такое правило.

Если резидент не представляет в положенный срок поручение на обязательную продажу валюты, уполномоченный банк самостоятельно списывает ее с транзитного валютного счета резидента и продает (п.

14 инструкции № 7). С 18 июня 2004 года вступает в силу часть 2 статьи 21 Закона № 173-ФЗ. С одной стороны, в ней сказано, что банк должен продать часть валютной выручки не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления. С другой стороны, продать ее можно только на основании распоряжения резидента.
С другой стороны, продать ее можно только на основании распоряжения резидента.

Как же быть, если резидент не представит такое распоряжение в положенный срок и при этом в договоре резидента с банком не сказано, что банк может продавать часть валютной выручки самостоятельно? Центральный банк РФ нашел выход из этой ситуации, не нарушающий прав резидента.

Если резидент не представит распоряжение и справку в надлежащий срок, то банк не должен и не может самостоятельно продать часть валютной выручки резидента (п.

3.8 инструкции № 111-И). Но и на текущий валютный счет резидента полученную выручку банк не перечислит.

Таким образом, до тех пор, пока резидент не направит распоряжение об обязательной продаже, он не сможет распоряжаться полученной выручкой.

Но если резидент направит в уполномоченный банк такое распоряжение уже после истечения установленного срока, он будет нести ответственность по статье 15.25 КоАП РФ за нарушение требований валютного законодательства.

Налоговый адвокат А.С. Филимонов :

Право, теория и понятие права

Продажа иностранной валюты может осуществляться юриди­ческими лицами добровольно и в порядке обязательной про­дажи части валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки резидентов от экс­порта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности) осуществляется в объеме, установленном ЦБ РФ, но не свыше 30% суммы валютной выручки.

Указанием ЦБ РФ от 09.07.2003 № 1304-У размер этот определен в 25% от сум­мы валютной выручки. Обязательная продажа валютной вы­ручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результа­тов интеллектуальной деятельности) осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных ва­лют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке не позднее чем через 7 календарных дней со дня поступления.

В настоящее время курс рубля устанавливается Центральным банком РФ на основе результатов операций по купле-продаже иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже. Определение курса доллара США к рублю РФ называ­етсявалютнымфиксингом . Обязательнойпродаженеподлежат следующие поступления В иностранной валюте от нерезидентов: средства, полученные в качестве взносов в уставной капитал, а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале; поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облига­ций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям); суммы в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а так­же суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели; поступления от реализациигражданам в установленном Бан­ком России порядке товаров (работ, услуг) на территории РФ; поступления в виде возврата авансовых платежей (предвари­тельной оплаты) по неисполненным импортным контрактам.

Установлен следующийпорядокобязательнойпродажипред­приятиямичастиэкспортнойвыручки.В этих целях в уполно­моченном банке каждому предприятию открываются два счета: транзитныйвалютныйсчет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;текущий.

валютныйсчетдля учета средств, остающиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки. Сначала все валютные поступления зачисляются на транзит­ный валютный счет. После этого уполномоченный банк обязан не позднее следующего рабочего дня известить об этом предпри­ятие.

Оно должно незамедлительно дать поручение банку о про­даже части валютной выручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий валютный счет. Приняв такое поручение, банк осуществляет продажу валюты, а если ее сумма не достигает минимальной суммы сделки, пре­дусмотренной правилами проведения торгов на соответствую­щей межбанковской бирже, банк покупает эту валюту в счет лимита открытой валютной позиции. В случае если предприятие не представило банку поручения на продажу валюты в течение 7 дней с момента ее зачисления на транзитный счет клиента, банк как агент валютного контроля обязан продать валютную выручку предприятия по своей инициативев размере 25%.

Обязательная продажа части валютной выручки

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИОрганизации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получают в оплату своих товаров (работ, услуг), проданных за границу, иностранную валюту. В целях полного и своевременного поступления экспортной выручки государство осуществляет контроль над внешнеэкономической деятельностью организаций. резидентов на внутреннем рынке Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ) осуществляется резидентами — юридическими лицами и резидентами — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохраняется до 1 января 2007 года, предельный норматив обязательной продажи, установленный законом, составляет 30 процентов, однако ЦБ РФ предоставлено право установления иного норматива в этих пределах. Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 года №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее Инструкция №111-И) установлено, что обязательной продаже в размере 25 процентов суммы валютной выручки подлежит следующая иностранная валюта:

  1. ;
  2. Иена;
  3. Норвежская крона;
  4. Евро;
  5. Датская крона;
  6. Фунт стерлингов;
  7. Австралийский доллар;
  8. Швейцарский франк.
  9. Шведская крона;
  10. Сингапурский доллар;
  11. Исландская крона;
  12. Турецкая лира;
  13. Канадский доллар;

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона №173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов.

Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

  1. валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на срок свыше двух лет;
  2. сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, ЦБ РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
  3. сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
  4. сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

Сумма валютной выручки резидентов, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением сделок, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте:

  1. иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.
  2. уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
  3. выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
  4. оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
Рекомендуем прочесть:  Если была производственная травма

осуществляется по курсу иностранных валют в валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

В соответствии с главой 2 Инструкции №111-И для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет.

Одновременно открывается транзитный валютный счет, на который зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента.
Исключение составляют следующие суммы, зачисляемые на текущий валютный счет, минуя транзитный:

  1. денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
  2. денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
  3. денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;

С транзитного валютного счета денежные средства списываются для осуществления продажи иностранной валюты, включая и обязательную продажу части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен главой 3 Инструкции №111-И. Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление.

В уведомлении должна содержаться информация о том, на какой счет поступила валютная выручка, указана сумма и дата ее зачисления, последняя дата представления банку распоряжения об осуществлении обязательной продажи выручки и справки, идентифицирующей указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, а также иная информация.

Подписанное ответственным лицом банка, уведомление с приложением выписки по транзитному валютному счету направляется резиденту. Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.

Распоряжение юридического лица — резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица — резидента.

Распоряжение индивидуального предпринимателя — резидента подписывается физическим лицом — индивидуальным предпринимателем с приложением печати (при ее наличии). Справка, идентифицирующая указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, заполняется в порядке и по форме, установленными Инструкцией №117-И. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, уполномоченный банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет.

В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты, банк обязан ее продать.

Одновременно с депонированием иностранной валюты банк списывает с транзитного валютного счета оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий или транзитный валютный счет резидента, указанный в распоряжении.

Договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку. Обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.

В случае использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи между уполномоченным банком, с одной стороны, и резидентом, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОДАЖЕ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ Приказ Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н

«Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

(далее план счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, предусмотрен счет 52 «Валютные счета».

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

К счету 52 открываются субсчета: 52-1 «Валютные счета внутри страны»; 52-2 «Валютные счета за рубежом». Для отражения движения в иностранной валюте в разрезе видов валютных счетов необходимо открыть субсчета второго порядка: 52-1-1 «Текущий валютный счет»; 52-1-2 «Транзитный валютный счет»; 52-1-3 «Специальный транзитный валютный счет». В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается по дебету счета 52 «Валютные счета» в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Такое требование вытекает из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н

«Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации»

. Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000″ (далее ПБУ 3/2000).

В соответствии с этим перечнем датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации.

Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счета 52 «Валютные счета».

Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 57 «Переводы в пути». Если в период между датами совершения операций будет происходить изменение курса иностранной валюты, организация должна произвести пересчет стоимости денежных средств в иностранной валюте.

Возникающие положительные и отрицательные курсовые разницы, согласно пункту 13 ПБУ 3/2000, включаются в состав внереализационных доходов или внереализационных расходов и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» и субсчет 91-2 «Прочие расходы» соответственно.

Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты, зачисляются на расчетный счет организации, указанный в поручении на продажу экспортной выручки. Данные суммы в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», признаются операционными доходами. Отражаются операционные доходы на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетные счета».

Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы согласно пункту 11 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″, являются операционными расходами.

Отражаются операционные расходы по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и подтверждаются выпиской банка. Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 51 «Расчетный счет». В целях исчисления налога на прибыль сумма уплаченного банку комиссионного вознаграждения, являющаяся расходом на услуги банков, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.Пример.

Организация реализовала на экспорт готовую продукцию.

Контрактная стоимость продукции составляет 14 000 долл.

США. Экспортная выручка в полном объеме поступила на транзитный счет организации 5 августа.

Организация представила уполномоченному банку распоряжение об обязательной продаже экспортной выручки и о перечислении оставшейся суммы валютной выручки на текущий валютный счет 6 августа.

Денежные средства от продажи валютной выручки зачислены в день ее продажи 9 августа на расчетный счет организации. Комиссионное вознаграждение банку за продажу экспортной выручки составило 2000 рублей.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета предположим, что курс доллара оставался постоянным и составлял 29,20 рублей.Корреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операцииДебетКредит 52-12 62 408 800 Получена экспортная выручка (14 000 х 29,20) 57 52-12 102 200 Списана иностранная валюта для обязательной продажи (14 000 х 25%) х 29,20 51 91-1 102 200 Зачислены на расчетный счет денежные средства от обязательной продажи экспортной выручки (3 500 х 29,20) 91-2 57 102 200 Списана стоимость проданной иностранной валюты(3 500 х 29,20) 76 51 2 000 Списано комиссионное вознаграждение банка за продажу иностранной валюты 91-2 76 2 000 Отражены расходы по комиссионному вознаграждению 52-11 52-12 306 600 Отражено перечисление оставшейся части валютной выручки на текущий валютный счет (14 000 — 3 500) х 29,20 Окончание примера.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов :

Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

14 марта 2021

  1. /
  2. /

Репатриация валютной выручки — это в прямом смысле слова возвращение денежных средств на родину. Подробнее об этом — в настоящей статье.

Фото: Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается.

Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая определения этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  • Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.
  • Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  • Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п.

4, 4.1, 4.2 закона № 173). Важно! С 01.01.2020 в отношении рублевой выручки, полученной за пределами РФ при экспорте некоторых видов товаров, репатриация не требуется (п.п.

4, 5 ст. 2 закона «О внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»…» от 02.08.2019 № 265-ФЗ). До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части).

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Обратите внимание! Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  • Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  • Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  • Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  • Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  • В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

Важно! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки:

  • Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  • Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  • При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  • Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  • При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.
  • При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.
  • Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  • При зачислении денежных средств на счета, открытые в иностранных банках российскими ВУЗами, которые обучают за рубежом.
  • При взаимозачетах по договорам займа.
  • При зачете встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга.
  • Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст.

15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Категория административного нарушения Наказание Ст. КоАП Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т.

д. Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием П. 4 ст. 15.25 От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета На должностное лицо от 20 000 до 30 000 Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или предупреждение П. 4.1 ст.

15.25 На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

или предупреждение Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока или предупреждение П. 5 ст. 15.25 От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы или предупреждение На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение Важно! С 12.04.2020 введена новая часть 5.2 ст.

15.25, предусматривающая наказание за нарушения правил репатриации, если причитающаяся сумма в течение 1 года по одной или нескольким сделкам превысила 100 млн рублей.

Ее установлена, в частности, дисквалификация должностных лиц от полугода до 3-х лет.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст.

193 . Обратите внимание, что ограничительные меры иностранных государств могут служить основанием для освобождения от штрафа за нарушения валютного законодательства. Подробнее об этом читайте . Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете его бесплатно на 2 дня. Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч.

2 ст. 2.1 РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009). Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  • При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.
  • Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  • Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом.

Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см.

письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382). Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369.

Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП. Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  • Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.
  • Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  • Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.

*** Таким образом, ответ на вопрос «что это — репатриация валютной выручки?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность.

Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в . Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Автор:

О порядке обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров

ПРЕСС-РЕЛИЗ В связи с подписанием Указа Президента Российской Федерации «Об изменении обязательной продажи части валютной выручки» от 15 марта 1999 г.

№ 334 Департамент внешних и общественных связей Банка России уполномочен сообщить следующее. Статьей 18 Федерального закона

«О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»

от 29 декабря 1998 г.

№ 192-ФЗ установлено, что 75 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее, чем через семь календарных дней после поступления указанной валютной выручки, в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации. Одновременно этот федеральный закон определяет, что льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) устанавливаются федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. В соответствии с положениями указанного федерального закона Указ Президента Российской Федерации № 334 устанавливает, что резиденты, исполняющие свои обязательства по возврату кредитов (займов) в иностранной валюте, полученных ими до даты подписания Указа, в сумме 25 и более процентов средств в иностранной валюте, которые причитаются им по заключенным ими или от их имени сделкам по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), осуществляют обязательную продажу 50 процентов валютной выручки до момента выполнения резидентами своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов).

Таким образом, с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации № 334 резиденты, получившие кредиты (займы) в иностранной валюте в сумме, для возврата которой недостаточно 25 процентов остающейся в их распоряжении экспортной валютной выручки, которая служит обеспечением исполнения ими своих обязательств перед кредиторами, осуществляют обязательную продажу экспортной валютной выручки в размере 50 процентов средств в иностранной валюте, поступивших на их счета в уполномоченных банках, в течение 7 календарных дней в соответствии с Инструкцией Банка России

«О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»

№ 7 от 29.06.92 г.

Установленный Указом Президента Российской Федерации № 334 особый порядок обязательной продажи экспортной валютной выручки распространяется исключительно на кредиты (займы), фактически полученные (зачисленные на счета резидентов-заемщиков) до 15 марта 1999 года, и действует до момента исполнения резидентами-заемщиками своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов). Одновременно сообщаем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации

«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

№ 763 от 23.05.96 г. акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Центральный банк Российской Федерации в период до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 334 издаст документ, разъясняющий порядок осуществления уполномоченными банками функций агентов валютного контроля по реализации положений Указа Президента Российской Федерации № 334 и контроля за соблюдением резидентами-заемщиками его требований. При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

На сайте Банка России используются файлы cookie Оставаясь на www.cbr.ru, вы принимаете пользовательское соглашение Подтвердить

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 14.03.2013 Статья 21 Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации 1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.

2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица — индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. 3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением: 1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции; 2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ); 3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; 4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.

5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте: 1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов; 2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов; 3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля; 4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации. 7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.