Меню
Главная - Трудовое право - Удержания из зарплаты по исполнительному листу

Удержания из зарплаты по исполнительному листу

Удержания из зарплаты по исполнительному листу

На практике инициатором удержания денежных средств из зарплаты может выступить организация, сотрудник или удержание из зарплаты может быть произведено на основании исполнительного документа, полученного компанией. На практике инициатором удержания денежных средств из зарплаты может выступить организация, сотрудник или удержание из зарплаты может быть произведено на основании исполнительного документа, полученного компанией. Если в организацию поступил исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов и т.д.) на сотрудника, то решение суда (иного компетентного органа) нужно исполнить, удержав из заработка сотрудника указанную в документе сумму (cт.

12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Удержания могут быть как единовременными (например, штрафы, налоги), так периодическими (в частности, алименты) (ч.

1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Суммы, удержанные организацией по исполнительным документам, должны быть перечислены в течение 3 рабочих дней со дня получения дохода, на который может быть обращено взыскание, сотрудником (ст.

109 Семейного кодекса РФ). Игнорировать поступивший в организацию исполнительный документ не стоит. За неудержание и за невыплату удержанных сумм организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Штраф для организации составит от 50000 до 100000 руб., для должностных лиц — от 15000 до 20000 руб.

(ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, письмо ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18402).

О совершенном правонарушении судебные приставы узнают во время проверки организации (Методические указания ФССП России от 19.06.2012 № 01-16, ст.

5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Также о невыплате денежных средств им может сообщить взыскатель, направив жалобу. Однако есть несколько выплат, с которых нельзя производить удержания. В частности, к ним относятся компенсационные выплаты, детские пособия, компенсируемые из ФСС, разовые доходы от продажи недвижимости и др.

(ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, глава VI Методических указаний ФССП России от 19.06.2012 № 01-16). Ведите бухучет, автоматически рассчитывайте заработную плату и отправляйте отчеты онлайн По закону алименты могут устанавливаться как в процентном отношении, так и в твердой сумме.

Возможно и совмещение этих двух вариантов (ст. 81, 83, 85, 87 91, 98 Семейного кодекса РФ). Если алименты установлены в твердой сумме, то их следует индексировать пропорционально увеличению размера прожиточного минимума в регионе проживания взыскателя (ст.

117 Семейного кодекса РФ, ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, п. 5.2 главы V Методических указаний ФССП России от 19.06.2012 № 01-16).

Алименты на детей нужно удерживать со всего дохода работника. Законодательство устанавливает Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв.

постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841). Соглашение об уплате алиментов обязательно должно быть нотариально заверено (п. 1 ст. 100 Семейного кодекса РФ). В противном случае оно ничтожно (п. 3 ст. 163 ГК РФ). Случается, что на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов.

3 ст. 163 ГК РФ). Случается, что на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. В такой ситуации законодательство предусматривает определенную очередность взыскания (ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Существует 4 очереди:

  1. вторая очередь: требования по уплате выходных пособий и зарплате и авторских гонораров;
  2. первая очередь: требования по взысканию алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, возмещение морального вреда;
  3. четвертая очередь: иные требования.
  4. третья очередь: требования по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

Требования, относящиеся к последующей очереди, можно исполнить только после удовлетворения требований предыдущей очереди (ч. 2 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Если взысканная сумма не может удовлетворить требования одной очереди в полном объеме, то такие требования удовлетворяются пропорционально исходя из сумм, причитающихся взыскателям по исполнительному документу (ч.

3 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Помимо очередности взыскания законодательство устанавливает максимальный размер удержаний, которые могут быть произведены у сотрудника. В общем случае нельзя удерживать более 50 % от месячного дохода сотрудника (ст.

99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, п. II Приложения № 1 к Методическим указаниям ФССП России от 19.06.2012 № 01-16). То, что не получилось удержать в текущую зарплату, следует удержать в следующем месяце. Для погашения задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей, на возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, можно удерживать до 70 % заработка (ч.

Для погашения задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей, на возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, можно удерживать до 70 % заработка (ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Поделиться

Удержания по исполнительным листам: алименты с аванса, «очистка» дохода от налогов, пилотный проект ФСС

8 февраля 2018 8 февраля 2018 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям Продолжаем отвечать на сложные вопросы, связанные с удержаниями по исполнительным документам. В предыдущей статье мы рассмотрели правила, касающиеся величины сумм и сроков удержания (см. «»). А в сегодняшнем материале мы уделим внимание проблемам, связанным с техникой удержания конкретных сумм.

По правилам Федерального закона «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов.

Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом.

Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу?

Давайте разбираться. Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв.

постановлением Правительства РФ ). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством. Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см.

также письмо Роструда ). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним. Согласно п. 3 ст. НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п.
НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. НК РФ). Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп.

7 п. 1 ст. НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ. А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. НК РФ). Получается следующее.

НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже. Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п.

4 ст. НК РФ. Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей НК РФ.

Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п.

2 ст. НК РФ). Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца.

Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом). Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда ).

В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам. Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца.
Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е.

от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ. Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида).

И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст.

ТК РФ. Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)?
Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)?

Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»?

Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере. Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам.

Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты.

Что в сумме дает половину заработной платы.

Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника.

И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть? Статьей Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода.

Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам.

Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь.

А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь. В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст.

Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника.

При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий. Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий.

Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению.

Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы. Но лишь в пределах половины заработка!

А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. ТК РФ, п. 2 ст. Закона № 229-ФЗ). Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб.

в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты.

Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний. Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%).

Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб.

(9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод.

Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к.

из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб. Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп.

9 п. 1 ст. Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения? Как сказано в п. 3 ст. Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п.

6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ ). Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован.

Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов.

При этом обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Для работодателей такая обязанность не предусмотрена (см.

). Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС.

Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате.

Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет. В то же время надо учитывать следующее.

Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к.

не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности. В таком случае работодатель должен будет дополнительно к обычным удержаниям провести также и удержание задолженности, определенной приставом, при условии, конечно, что размера заработка сотрудника хватает для таких дополнительных удержаний (см.

). В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания.

Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков.

И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих? Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность».

Напротив, в п. 3 ст. закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа. Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа).

При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме.