Меню
Главная - Другое - Различие договора перевозки и оказания транспортных услуг

Различие договора перевозки и оказания транспортных услуг

Различие договора перевозки и оказания транспортных услуг

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру» Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти).

В этих случаях составляются товарно-транспортные документы.

Но так бывает не всегда. Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е.

в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо.

В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки.

Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно. Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо. Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин.

Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке.

Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров. Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние.

И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную.

Зачем? Кому это нужно? Аудиторская фирма Теги:

  1. , генеральный директор Аудиторской фирмы «» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр)

Отличие договора перевозки от договора возмездного оказания услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах.

Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 ГК РФ о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Касаясь природы договора возмездного оказания услуг и его отличий от других видов договоров в гражданском праве, необходимо отметить, что в гражданском законодательстве существует большое количество договоров, которые самим же гражданским законодательством признаются договорами об оказании возмездных услуг, но в силу их значительной специфики законодателем этим договорам посвящены отдельные главы и по сути они выведены им за рамки норм о договоре возмездного оказания услуг. Таковыми, например, являются упомянутый выше договор подряда, договоры перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, хранения и другие.

При этом нормы о договоре возмездного оказания услуг не применяются к отношениям в рамках этих договоров даже субсидиарно, то есть, признавая их договорами о возмездном оказании услуг, законодатель считает их одновременно иными договорами и не распространяет на них регулирование в рамках ст.

779 — 783 ГК РФ. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Поэтому в институте договора возмездного оказания услуг используется специфическая юридическая конструкция.

Указанный институт имеет предметом оказание услуг, отличных от тех, что регулируются отдельными институтами договорного права, обособленными в главах ГК РФ (в том числе «Перевозка», «Банковский вклад», «Поручение», «Комиссия» и др.).

Он закрепляется в одноименной главе 39 «Возмездное оказание услуг», которая распространяет «свое действие в равной мере на любой договор оказания услуг, отличающийся тремя родовыми признаками: предмет договора составляют услуги (1), предоставляемые за плату (2), и притом ему не нашлось места среди особо выделенных в ГК РФ типов (видов) договоров (3)» . Отдельные разновидности договоров возмездного оказания услуг специально регулируются нормативными актами, о чем говорилось выше.

Таким образом, институт возмездного оказания услуг выполняет функцию «генерального» института, аналогичную которой осуществляют общие положения выделенных в отдельные главы ГК РФ институтов договоров оказания услуг (перевозка, банковский вклад, поручение, комиссия и др.).

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

06 февраля 2021

  1. /
  2. /
  3. /

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки — отличия между ними описаны в настоящей статье. Разграничение указанных договоров имеет большое значение, поскольку отношения между отправителем груза и экспедитором или перевозчиком урегулированы разными нормами права и порождают неодинаковые права и обязанности участников.

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить.

Подробнее о таком договоре — в статье «». К таким услугам могут относиться:

  1. оформление таможенных деклараций и др.
  2. подписание соглашения о перевозке груза;
  3. определение схемы транспортировки груза;
  4. отправление и погрузка груза, временное хранение;

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  1. законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.
  3. гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);

Обратите внимание!

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б. Общие положения договора перевозки определяются гл.

40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др. Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «».

Еще больше информации о транспортной экспедиции вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете его бесплатно на 2 дня.

Важно! В рамках договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл.

41 ГК РФ и специальными НПА. Важно! Основное различие двух договоров проводится по их предмету.

Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  1. ответственности экспедитора и перевозчика.
  2. в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  3. документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора.

Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества. В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  1. частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).
  2. от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  3. на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом.

Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст.

796 ГК РФ):

  1. суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  2. цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  3. суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  1. В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.
  2. В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.

Важно!

Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ). Много полезной информации по теме вы найдете в КонсультантПлюс.

2 ст. 6 закона 87-ФЗ). Много полезной информации по теме вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете его бесплатно на 2 дня.

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  1. расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  2. поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  3. складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23. Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  1. акт оказанных услуг;
  2. отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  1. коносамент;
  2. транспортная накладная;
  3. грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки.

Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ). Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  1. наименование транспортного средства;
  2. места погрузки и доставки имущества;
  3. другие сведения.
  4. сведения о перевозимом имуществе;
  5. правила допуска пассажиров на транспорт;
  6. конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  7. названия сторон;
  8. срок осуществления транспортировки;
  9. размер вознаграждения фрахтовщика;

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст.

121 КТМ РФ). Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье « *** Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Более полную информацию по теме вы можете найти в . Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Автор:

Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ: как правильно оформить доставку груза 16:29, 25 июля 2018 Версия для печати

Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚ свои особенности.

О Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸ÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ типами договоров рассказывает юрист портала Â«Ð‘ÑƒÑ Ð³Ð°Ð»Ñ‚ÐµÑ€Ð¸Ñ Онлайн» Алексей Крайнев.Начнем с ÑÐ°Ð¼Ñ‹Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.Когда применяются:Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила Ñ‚Ñ€Ð°Ð½ÑÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ ÑƒÑÑ‚Ð°Ð²Ð¾Ð², которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель.

А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза.

В Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ñ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ оформлять договор возмездного оказания услуг.

Между тем разница между данными договорами принципиальная.Чем отличаются: договор перевозкиВ силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем.
Между тем разница между данными договорами принципиальная.Чем отличаются: договор перевозкиВ силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем.

Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в Ð¿Ñ€Ð¾Ð¼ÐµÐ¶ÑƒÑ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚Ð°Ñ , если это Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾).

Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке.

Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине Ñ‚Ñ€ÐµÑ‚ÑŒÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ñ†, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018).

Также см. «Как действовать Ð±ÑƒÑ Ð³Ð°Ð»Ñ‚ÐµÑ€Ñƒ покупателя, если перевозчик потерял часть груза».Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу.

Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение.

А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.Чем отличаются: договор возмездного оказания услугПредъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.Так, если в обязанности исполнителя Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик.

И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение.

Никакого вверения груза в данном случае не Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚, а значит, исполнитель не отвечает за его ÑÐ¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ. Формально при такой конструкции Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹ доставку груза должен осуществлять работник заказчика в Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹.

Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и ÑÐ¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚Ð¸, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки.

Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана.

Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте.

Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.Практический выводЗавершая сравнение ÑÑ‚Ð¸Ñ Ð´Ð²ÑƒÑ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¾Ð², отметим главное.

При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза.

Ð’Ñ‹Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹, но не вправе управлять автомобилем.
Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ð¹, но не вправе управлять автомобилем.

Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ñ Ð¾Ð±ÑÐ·Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ¹ по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см.

Â

«ÐšÐ°Ðº выгоднее оформить испол

ьзование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).Когда применяютсяНачнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы.

И это право ÑÐ¾Ñ Ñ€Ð°Ð½ÑÐµÑ‚ÑÑ независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство.

Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ на территории арендатора.Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за ÑÐ¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск.

При этом за рулем арендованного транспортного средства могут Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑŒÑÑ как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÑƒÑŽ эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ðµ обслуживание.

По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹ эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).На практике это означает следующее.

Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018).

В этом отношении договор аренды ТС с экипажем Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.Чем отличаютсяПервое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки.

Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю.

Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ð¹ или из-за задержки транспорта в пути). Второе отличие заключается в следующем.

По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹ эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю.
Ведь в части Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹ эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д.

Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя.

Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п.

2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸ÑÑ .

Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор.

При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.По своей сути договор Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки.

Согласно статье 787 ГК РФ, по договору Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ одна сторона (Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸Ðº) обязана предоставить другой стороне (Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŽ) всю или часть вместимости одного или Ð½ÐµÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÐ¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½ÑÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚Ð² на один или несколько рейсов для перевозки грузов.Чем отличаютсяКак видно из этого определения, предметом договора Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ является обязанность Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸ÐºÐ° предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз).

А значит, оплата по договору Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример.

Организация запланировала переезд из одного офиса в другой.

Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ, предусматривающий подачу Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»ÐµÐ¹.

Однако по Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¼ причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸ÐºÑƒ (перевозка не состоялась). Тем не менее, Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸Ðº свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.Еще одно отличие договора Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта.

Там сказано, что договор Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸Ðº не несет никакой ответственности за ÑÐ¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ груза, так как груз ему не вверяется. (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ вносятся данные о ÑÑ€Ð¾ÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð·ÐºÐ¸.

Это значит, что Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸Ðº должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания ÑÐ¾Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚ÑÑ‚Ð²ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ñ ÑƒÐ±Ñ‹Ñ‚ÐºÐ¾Ð².

В этом состоит одно из отличий договора Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора.

А вот по договору Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства.

Поэтому Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸Ðº вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы Ñ Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð¸ÑÑ‚Ð¸ÐºÐ¸ транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ такая замена вполне допустима по решению самого Ñ„Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸ÐºÐ°.

Алексей Крайнев просмотров за сегодня, всего.