Меню
Главная - Другое - Правосудие отличительные признаки

Правосудие отличительные признаки

Правосудие отличительные признаки

Правосудие в современной России: понятие и признаки Текст научной статьи по специальности «Право»


В статье раскрываются сущностные характеристики правосудия как специфического вида государственной деятельности, выявляются основные признаки правосудия, отличающие его, с одной стороны, от иных видов государственной деятельности, а с другой, от иных видов судебной деятельности. Цель настоящей статьи состоит в анализе особенностей правосудия в его современном понимании. Многосторонность данной правовой категории как амбивалентной дефиниции находит отражение в ее различных характеристиках, посредством рассмотрения которых в работе формулируется наиболее общее определение правосудия. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания.

В процессе исследования применялись теоретические, общефилософские (диалектика, системный метод, анализ, синтез, дедукция), традиционные правовые методы (формально-логический).

Обращаясь к вопросу о признаках правосудия, автор затрагивает проблему его широкого и узкого понимания, обусловленного повышением роли посредничества, примирения и третейского разбирательства в качестве альтернативных форм разрешения правовых конфликтов, а также в связи с наделением отдельных государственных органов юрисдикционными полномочиями, и делает вывод о том, что, в отличие от ряда зарубежных стран, правосудие в России может осуществляться только государственными судами. Значительный интерес представляет также исследование предметной области правосудия, которая связана с ситуацией правового конфликта.

В данном контексте вполне правомерен проведенный автором анализ понятия «правовой конфликт» и предложенная им дифференциация таких конфликтов на виды с последующим рассмотрением каждого из них. В условиях формирования новой российской государственности иное звучание приобрел арбитражный признак правосудия, который в работе рассматривается с позиций особой юрисдикционной процессуальной активности суда и ситуационности правосудия. Произошедшие с начала современной судебной реформы объективные изменения в деятельности судов, связанные с появлением упрощенных и приказных производств, упростивших процедуру рассмотрения и разрешения отдельных категорий административных и гражданских дел, а также наделение юрисдикционными полномочиями иных государственных органов, которые не входят в систему судебной власти, но используют квазисудебные процедуры, существенно изменили отношение к процессуальной форме осуществления правосудия, которая утратила свою былую значимость.

В связи с этим автор обосновывает точку зрения о том, что ныне для того, чтобы определить качественную природу юрисдикционных органов, необходимо выявить, в частности, отличительные признаки в каждой из процессуальных форм. Раскрывая более подробно содержание способов и средств осуществления правосудия, автор затрагивает проблему соотношения данной правовой категории со справедливостью и на основе анализа различных точек зрения приходит к выводу о том, что справедливость это скорее внутреннее свойство правосудия, способствующее восприятию его в качестве социально-правовой ценности. В качестве одного из важнейших признаков правосудия в работе рассматривается государственно-властный характер и общеобязательность судебных решений, исполнение которых предполагает подавление воли (свободы) или материальные лишения одной из сторон с использованием в определенных случаях власти и силы государства.

В связи с этим определенное внимание уделяется характеристике общеобязательности судебного решения как одного из его непременных свойств.

Исследовав правосудие в качестве категории, позволяющей раскрыть содержание и юридическое существо этого вида государственной деятельности, в работе дается определение данного понятия в одной универсальной дефиниции.

Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации.

» У этого термина существуют и другие значения, см. Правосудие (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.Сюда перенаправляется запрос «судебный процесс».

На эту тему нужна отдельная статья.Правосу́дие(юстиция) — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.

Богиня Юстиция — изображает правосудие как обладательницу трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами — символом беспристрастного вынесения решений.Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).По определению В. И. Даля, «правосудие» — «правый суд, решение по закону, по совести, … правда»[1].

С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов»[2]. В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается и

«деятельность судебных органов, основанная на законе»

и «судебная деятельность государства (юстиция)» вообще[3].

В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России в понятии субинститута преступлений против правосудия термин правосудие охватывает как досудебную(дознание и предварительное следствие), так исудебную процессуальную деятельность, а такжеисполнение судебных решений . Это понимание правосудияв широком смысле .Однако, например, Конституция России[4] указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (при этом, определения того, что такое «правосудие», она не содержит).

Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации»[5] в части первой ст.

4 также подчёркивает: Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия вузком смысле .

В соответствии со 118 статьей Конституции РФ правосудие может быть осуществлено исключительно судебным органом.

Осуществление правосудия выполняется строго в соответствии с определенными процессуальными нормами, установленными на законодательном уровне. Они прописаны в таких документах как УПК, АПК и ГПК РФ. Процесс правосудия осуществляется с соблюдением определенных принципов.

Они носят название конституционных или правовых.По сути принципы правосудия – это мировоззренческие идеи, отличающиеся высокой степенью общности.

Ими определяется должное и сущее в построении и работе органов правосудия.

Главные признаки правосудия таковы:

  1. II признак. Принципы являются идеями относительно сущего и должного. Принцип функционирования правосудия должен зиждиться на идеальном варианте структуры или действия. Этого порядка должны придерживаться и законодатели, и практикующие судьи;
  2. I признак. Принципы – это мировоззренческие идеи, которые с одной стороны имеют объективный характер, диктуются законами развития общества и природы, а с другой на их понимание, формулирование и интерпретацию оказывает социум;
  3. IV признак. Принципы правосудия должны быть закреплены и проявлены в праве. Принцип может быть материализован в форме конкретной деятельности правосудия через закон. Форма проявления и закрепления в законе может быть разной. Закон может только называть принцип или раскрывать его содержание.
  4. III признак. Принципы призваны характеризовать организацию и деятельность судебных органов. В принцип заложена идеальная и реальная схема процесса исполнения судебной власти;

Принципы правосудия закреплены в различных законодательных актах РФ, в том числе Конституции.

В подзаконных актах принципы не закреплены, поскольку вышеуказанные документы не наделены достаточной юридической силой.

  • Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).
  • Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное и административное судопроизводство.
  • Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.
  • Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.
  • Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер;

Основная статья: Принципы правосудияПринципы правосудия— самые общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

  • Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.[10]
  • Единство статуса судей (закрепляется в Законе).
  • Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.[11]
  • Презумпция невиновности (в уголовном судопроизводстве)
  • Правосудие осуществляется только судом.[4] — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично
  • Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
  • Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
  • Равенство всех перед законом и судом.[9]
  • Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
  • Участие граждан в осуществлении правосудия.
  • Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
  • Единство судебной системы [7][8] — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.
  • Законность [6] — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 декабря 2013 года.Основными проблемами российского правосудия в постсоветский период являются зависимость судов от органов исполнительной власти, а судей — от руководителей судебных органов, преобладание обвинительного уклона при разрешении уголовных дел, волокита[Прим.
Эта отметка установлена 4 декабря 2013 года.Основными проблемами российского правосудия в постсоветский период являются зависимость судов от органов исполнительной власти, а судей — от руководителей судебных органов, преобладание обвинительного уклона при разрешении уголовных дел, волокита[Прим.

1]. Широко распространено такое явление как вмешательство в деятельность по отправлению правосудия со стороны представителей исполнительной ветви власти[источник не указан 1779 дней].

Имеют место и проявления сильной коррупции — за 10 месяцев 2010 года к уголовной ответственности привлечены 4 судьи[источник не указан 1779 дней ]. В обществе назрело недовольство результатами деятельности российских судов, и это обстоятельство время от времени вызывает дискуссию о необходимости продолжения судебной реформы[источник не указан 1779 дней ].⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 43Следующая ⇒Правосудие — одно из направлений государственной правоохранительной деятельности. Правосудию отведено ведущее и ответственное место в этой деятельности, ибо в ходе его осуществления происходит принятие решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного, определенного законом, воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров, связанных с реализацией трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных гражданину.Судебные решения, принимаемые в процессе отправления правосудия (приговоры, решения, определения, постановления) в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами.

Одно из них — общеобязательность.

Оно означает, что вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда, вынесенные при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Украины.Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия.

Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан навсей территории Украины.Сущность правосудия проявляется не только в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности принимает общеобязательные решения по кардинальным вопросам.

Ему присущ ряд других специфических признаков:1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами.

Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается[8]. Это положение является также принципом судебной деятельности.Из этого следует, что только суд по закону правомочен осуществлять правосудие. Не является правосудием и деятельность общественных организаций, в частности, товарищеских судов.2.

Правосудие осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел[9].Гражданские дела рассматриваются и разрешаются в судебных заседаниях по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, кооперативных и иных общественных организаций.Уголовные дела рассматриваются в судебных заседаниях с применением установленных мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.Другие стороны деятельности судов — целевые проверки работы нижестоящих судов, обобщение судебной практики, данных судебной статистики и иные составляют содержание судебного управления, а не правосудия.Таким образом, суд в особом порядке осуществляет правоохранительную функцию государства с целью восстановления нарушений законности, охраны прав и интересов государства, организаций и граждан.Уголовные дела в связи с совершенным преступлением возбуждаются органами предварительного расследования и после проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий передаются в суд для разбирательства их по существу.

Суд в приговоре осуждает или оправдывает лиц, привлеченных к уголовной ответственности.Гражданские дела возбуждаются, как правило, заинтересованным лицом — истцом, который предъявляет в суд иск к ответчику, нарушившему права и интересы истца. Суд удовлетворяет иск или отказывает в нем полностью или частично.3.

Правосудие осуществляется на основе закона и в точном соответствии с ним.Подзаконность судебной деятельности составляет отличительную черту правосудия и вместе с тем принцип организации и деятельности суда.Подзаконность судебной деятельности состоит не только в том, что судебное рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется в соответствии с законодательством, но и прежде всего в применении к конкретным фактическим обстоятельствам, к действиям людей, норм уголовного, гражданского и других отраслей материального и процессуального права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле (гражданское дело может быть решено судом и на основе норм семейного, трудового, колхозного права), а нормами уголовного права определяется преступный характер деяния в уголовном деле.Таким образом, суд своими актами (решением, приговором, определением, постановлением) не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей, у заинтересованных лиц, а в уголовном деле — о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.Решение или приговор будут незаконными и подлежащими отмене, если суд применил ненадлежащий закон либо неверно истолковал закон при его применении, ввиду чего выводы суда противоречат точному смыслу закона.Деятельность других органов государства, организаций и должностных лиц также подчинена закону, однако всесторонняя подзаконность судебной деятельности, не допускающая какого-либо судейского усмотрения или решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.4.

Правосудие осуществляется в особом, предусмотренном законом процессуальном порядке[10].Процессуальный закон самым подробным образом регламентирует формы отправления правосудия.

Следует заметить, что ни одна отрасль общественной жизни, ни одна отрасль государственного управления не регламентируется так подробно законом, как отправление правосудия. И это вполне естественно, ибо правосудие является наиболее острым участком жизни общества в том смысле, что в процессе его отправления решаются такие важные вопросы, как защита от всяких посягательств общественного и государственного строя, с одной стороны, и защита свободы, чести и достоинства граждан — с другой.Судебная деятельность связана с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, с необходимостью обеспечить их права при участии в деле.

Все эти действия суда проводятся для того, чтобы обеспечить вынесение законного и обоснованного решения.

Поэтому вся деятельность суда по разбирательству дел (гражданских и уголовных) строго регламентирована процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие осуществляется в определенной законом форме — форме судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, а разбирательство и решение гражданских дел — регулируется гражданско-процессуальным законодательством.В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса.

При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, а разбирательство и решение гражданских дел — регулируется гражданско-процессуальным законодательством.В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса.

Суд обязан не только сам соблюдать предписания процессуального закона, но и обеспечить его соблюдение подсудимым и государственным обвинителем, защитником, истцом, ответчиком и их представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками и другими лицами, участвующими в деле.

Нарушения процессуальных законов могут привести к вынесению неправосудного решения, а следовательно, и к отмене его вышестоящим судом.Деятельность суда и всех участников судопроизводства тщательно и всесторонне урегулирована. Она протекает в строго определенной последовательности и форме. Процессуальное законодательство разрешает заинтересованным лицам участвовать в судебном разбирательстве дела и наделяет их процессуальными правами, используя которые, они активно защищают свои права и законные интересы.Процессуальная форма правосудия находит свое выражение и в том, что процессуальное законодательство подробно регламентирует ту часть судебного разбирательства дела, которая связана с анализом материалов и доказательств.

Процессуальный закон, в частности, предусматривает источники и средства судебного доказывания, виды доказательств, порядок изучения, анализа и оценки их по внутреннему убеждению судей, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении судом всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом.

Это обеспечивает такую процедуру судебного исследования материалов дела, которая дает возможность суду разобраться в преступлении или гражданско-правовом , споре и установить объективную истину по делу.5.

Важнейший признак правосудия состоит в том, что в результате осуществления правосудия по конкретному делу суд применяет государственное принуждение.

По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление.Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд тем самым применяет к нему определенную меру государственного принуждения в пределах санкции уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется и в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает соответственно ответчика или истца к должному поведению в пределах гражданского правоотношения, к добросовестному исполнению своих обязанностей.Из изложенного нельзя делать вывод о том, что применение принуждения составляет конечную и основную цель судебной деятельности.

Применяемое судом принуждение это не самоцель.

Его назначение — оказать максимальное воспитательное воздействие как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.Суммируя основные признаки правосудия и учитывая задачи суда в обществе, можно определить правосудие как правовое понятие следующим образом:правосудие это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в пределах процессуальных норм, установленных законом, применению к правонарушителям мер государственного принуждения в целях защиты прав и интересов общественного и государственного строя, всех форм собственности, личности и прав граждан.Цели правосудия и задачи суда сформулированы в законе Украины «О судоустройстве Украины».

В ст. 3 Закона указывается, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всякого посягательства:а) закрепленных в Конституции Украины общественного строя, его политической и экономической систем;б) социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией Украины и законами Украины;в) прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций их объединений, других общественных организаций.Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе точного и неукоснительного исполнения Конституции Украины и законов, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан.Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.⇐ Предыдущая7Следующая ⇒Рекомендуемые страницы:Сюда перенаправляется запрос «Правосудие в СССР». На эту тему нужна отдельная статья.Российское правосудие возникло не на пустом месте. Его традиции и подходы коренятся в той самой системе, которая была создана советской властью.

Но советское правосудие как таковое начиналось с чистого листа. Большевики полностью уничтожили судебную систему Российской империи вместе с её кадрами.Основатель Советского государства В.И.Ульянов-Ленин писал:Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами В.

И. Ленин. «Пролетарская революция и ренегат Каутский» ПСС, т. 37, с. 244Конституция СССР 1936 года предусматривала, что правосудие в СССР осуществляется судебными органами, разбирательство дел в судах ведётся открыто, обвиняемому предоставляется право на защиту, а судьи являются независимыми и подчиняются только закону[12].

Эти принципы действительно находили выражение в практике в отношении гражданских и общеуголовных дел[13].Однако по делам о политических преступлениях нормы правосудия зачастую грубо нарушались. Хотя в рассматриваемый исторический период у СССР было немало реальных врагов [уточнить]), с середины 1930-х годов получила отчётливое выражение тенденция к выявлению врагов (см.

враг народа) и вредителей там, где их в действительности не было: антисоветской агитацией и пропагандой объявлялась любая критика существующих порядков, террористическими актами, диверсиями и вредительством — простая халатность и аварии на производстве, связанные с недостаточным уровнем технической подготовленности работников; агентами иностранных разведок объявлялись люди, которые не имели и не могли иметь к ним отношения[13].При этом по соответствующим статьям УК (Ст. 58. УК РСФСР/СССР) осуждались большое количество граждан СССР[14][15]. Всего с 1934 по 1953 год за контрреволюционные преступления в лагеря ГУЛАГ НКВД было заключено 6 миллионов 883 тысячи человек[16].

Многие из этих лиц были осуждены специальными внесудебными органами: «тройками» и Особыми совещаниями, помимо органов суда и прокуратуры[17]. Значительная часть позже была реабилитирована.Органы прокуратуры принимали во многих из этих нарушений законности деятельное участие, хотя можно отметить и отдельные случаи обратного, нередко приводившие к применению репрессий уже в отношении самих прокуроров (например, И. А. Акулова)[13].Генерал армии, Герой Советского Союза, А.

В. Горбатов, в конце 1930-х прошедший сталинские лагеря на Колыме, в своих воспоминаниях писал[18]: Невинно осужденных я видел много: на пересыльном пункте во Владивостоке, в Магадане и других местах. Большинство этих несчастных считали себя обреченными.

Против своей воли они были вынуждены подписать протоколы допросов, где говорилось об их несуществующих преступлениях, и клеветать на других невинных людей. Товарищи искренне и тяжело переживали эту трагедию. В разговорах между собой они не скрывали своей подавленности и откровенно рассказывали о своем вынужденном поведении на следствии.

В разговорах между собой они не скрывали своей подавленности и откровенно рассказывали о своем вынужденном поведении на следствии. Почти все, кто ставил подпись под протоколами допроса, шли на это после того, как перенесли физические и нравственные муки и больше вынести не могли; многие из них после безрезультатно пытались отречься от своих показаний, которые давали в надежде, что все разъяснится, когда дело дойдет до суда.

Какой суд их ждал, это я знал по своему опыту, а ведь большинство не дождалось и такого суда — их приговаривали заочно «особые суды», «тройки»… И все-таки эти несчастные продолжали писать заявления, годами не получая ответа, они хотели исправить против воли сделанное ими зло и верили, что партия коммунистов искоренит преступников, прикрывающихся её именем, что народная, подлинно коммунистическая советская правда восторжествует.См. также: Дело Файбишенко —Рокотова Этот раздел статьи ещё не написан.Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Эта отметка установлена 31 января 2020 года.См. также: Карательная психиатрия Этот раздел статьи ещё не написан.Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2020 года.( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Понравилась статья?

Эта отметка установлена 31 января 2020 года.( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Твой щит

Понятие, значение и отличительные признаки правосудия.

Отличие правосудия от других видов государственной деятельности. Виды правосудия.

Стр 3 из 5 Правосудие — это особый вид государственной деятельности, реализуемый в рамках строгих процессуальных правил, предусмотренных законодательством, заключающийся в рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел и направленный на защиту интересов личности и государства. Правосудие обладает рядом отличительных признаков: 1.

Сущность правосудия заключается в том, что оно фактически представляет собой форму осуществления судебной власти.

Согласно статье 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В статье 3 федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее: ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплено, что на территории России обеспечивается единство судебной системы. 2. Цель правосудия – защита интересов личности и государства. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. 3. Содержание правосудия. Рассмотрение дел в суде осуществляется благодаря процедуре судоговорения. 4. Правосудие осуществляется в соответствии с точно установленной законом процедурой.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Для каждого дела предусмотрена своя статья закона.

5. Предметом правосудия выступают уголовные, гражданские, административные дела, арбитражные споры, споры в Конституционном Суде. 6. Результатом осуществления правосудия всегда является принятие судом определенного судебного акта: решения; приговора; постановления; определения; заключения.

Итоговое судебное решение должно вступить в законную силу, тем самым приобретает свойство общеобязательности. В случае неисполнения решения к нарушителю применяются меры государственного принуждения.

Виды правосудия: I. Уголовный процесс – это правовые отношения, урегулированные нормами Уголовного процессуального кодекса в деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя и других лиц (свидетелей, потерпевшего, подозреваемого).

Правовые отношения возникают при возбуждении, расследовании уголовных дел, при раскрытии преступлений, изобличении виновных, в предотвращении новых преступлений, а также реабилитации каждого необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.

II. Гражданское правосудие. Гражданский процесс – это правовые отношений, урегулированные нормами Гражданского процессуального кодекса в деятельности суда лиц, участвующих в деле, и других участников по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав и свобод граждан, организаций, государства и общества.

Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Виды гражданского процесса: 1.

Приказное производство; 2. Исковое производство; III. Арбитражное правосудие. Арбитражный процесс – это правовые отношения, урегулированные номами Арбитражного процессуального кодекса в деятельности суда, лиц, участвующих в деле, и других участников по экономическим спорам, по делам о несостоятельности (банкротстве) и иным спорам между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов государства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью арбитражного процесса заключается в том, что в нём отсутствует досудебный порядок урегулирования споров.

IV. Конституционное правосудие.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор.

Задачей конституционного правосудия является защита основ конституционного строя, верховенства Конституции РФ и её прямого действия на территории всего государства.

V. Административное правосудие.

Административный процесс — это правовые отношения, урегулированные номами Кодекса об административных правонарушениях, Кодекса об административном судопроизводстве и законами субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере исполнительной власти, где управленческая деятельность выступает в качестве объекта правового регулирования Судебная система РФ Судебная система — это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путём отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, и устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Согласно статье 18 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.

Создание чрезвычайных судов не допускается. В Конституции Российской Федерации прописано, что в государстве действуют: — Конституционный Суд РФ (статья 125); — Верховный Суд РФ (статья 126); — суды общей юрисдикции. Однако полный перечень судов, действующих на территории Российской Федерации, устанавливается в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют организации под наименованием суд, но которые не входят в судебную систему России. Например, к ним относятся третейские суды. Третейский суд, согласно федеральному закону от 29 декабря 2015 г.

№ 382-ФЗ

«Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

— единоличный арбитр или коллегия арбитров, который может быть образован сторонами для разрешения конкретного спора или быть постоянно действующим арбитражным учреждением. Этот суд не обладает полномочиями судебной власти и не является государственным органом. Рассмотрение спора в этом суде происходит на основании соглашения, заключённого сторонами.

Действующая судебная система построена в первую очередь на принципе федерализма. Поэтому все суды подразделяются на: — суды федеральные; — суды субъектов РФ.

Федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов. Федеральные суды действуют на основании только федерального законодательства, в то время как деятельность судов субъектов РФ регулируется ещё и законами того субъекта РФ, где они действуют. Федеральные судьи назначаются на должность федеральными органами государственной власти, судьи субъектов РФ – законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираются народом.

Материальное обеспечение федеральных судов осуществляется из федерального бюджета, а суды субъектов РФ финансируются за счёт средств субъекта РФ (сами же судьи получают заработную плату из федерального бюджета). Федеральные суды – это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. К ним относятся: 1. Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Верховный Суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным на территории РФ; 3. Федеральные суды общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским, административным делам; 4.

Военные и специализированные суды – осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; 5. Федеральные арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам – рассматривают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: 1.

Конституционные (уставные) суды, которые могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации; 2.

Мировые судьи субъектов РФ — рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Все суды также можно разделить на: Суды общей юрисдикции — разрешающие споры о праве, которые регулируются самыми различными отраслями права: уголовным, гражданским, административным.

Согласно федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к ним относятся: — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; — районные суды; — мировые судьи; — гарнизонные военные суды; — окружные (флотские) военные суды Суды специальной юрисдикции — разрешающие строго определённые споры о праве, т.е. узкую категорию дел (например, экономические споры между юридическими лицами или проверяют законы на соответствие Конституции РФ).

Понятие «специальная» юрисдикция не является законодательно закреплённым, однако наличие судов общей юрисдикции даёт основания полагать, что существуют судебные органы со специальной юрисдикцией.

— Конституционный суд РФ; — конституционные (уставные) суды; — федеральные арбитражные суды округов; — арбитражные апелляционные суды; — арбитражные суды субъектов РФ; — Суд по интеллектуальным правам. Упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в 2014 г.

возложило дополнительные полномочия на Верховный Суд РФ, который теперь не относится к судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации (статья 126 Конституции РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Законодатель допускает создание специализированных судов внутри системы судов общей и специальной юрисдикции (статья 26 ФКЗ «О судебной системе»), это специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

К ним можно отнести Суд по интеллектуальным правам и военные суды. Судебная система обладает отличительными признаками: 1. Целостность – согласно статье 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается едиными правилами судопроизводства во всех судах; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; единства статуса судей; единого материального обеспечения судей из федерального бюджета.

2. Упорядоченность – каждый судебный орган наделён определенной компетенцией; 3. Взаимосвязанность элементов – решения нижестоящих судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд. 3 : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).