Меню
Главная - Другое - Образование это в педагогике определение из закона об образовании

Образование это в педагогике определение из закона об образовании

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. 1. Комментируемый Закон в соответствии со сложившейся в нашей стране законотворческой практикой открывается статьёй, очерчивающей предмет его регулирования.

Предмет — термин многозначный, но в данном случае речь идёт о «явлении действительности, событии, факте».*(8) На примере анализа предмета данного Закона ярко проявляется вторичная роль права по отношению к регулируемым им правовым отношениям.

Иными словами, сначала возникают общественные отношения, а значительно позже появляется необходимость в их правовом регулировании. Процесс обучения, точнее — передачи накопленных знаний об окружающем нас мире и опыте практической жизни в нём, возник с незапамятных времён: ещё до возникновения письменности и даже речи.

Ещё Аристотель сказал:

«На 1/3 я состою из того, с чем родился, а на 2/3 — из того, что дал мне мой учитель»

. И лишь с развитием цивилизации возникает потребность урегулировать эти отношения нормами права.

Попутно заметим, что процесс обучения включает в себя два взаимосвязанных действия: самообучение (или самообразование) и собственно процесс обучения, то есть набор целенаправленных действий, способствующих передаче знания от одного человека другому.

В повседневной жизни эти процессы идут параллельно, взаимно дополняя друг друга. Но именно процесс передачи знаний от одного человека другому принято именовать «образованием». Именно эти отношения и составляют предмет данного Закона. Далее часть 1 комментируемой статьи 1 Закона Об образовании в Российской Федерации раскрывает, какие именно отношения входят в предмет регулирования данного Закона: — реализация права на образование; — обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования; — создание условий для реализации права на образование.
Далее часть 1 комментируемой статьи 1 Закона Об образовании в Российской Федерации раскрывает, какие именно отношения входят в предмет регулирования данного Закона: — реализация права на образование; — обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования; — создание условий для реализации права на образование.

В совокупности эти сегменты образуют общественные отношения в сфере образования.

Рассмотрим подробнее их содержание.

1) Под реализацией права на образование Закон понимает осуществление одного из социально-экономических (социально-культурных) конституционных прав человека, гарантированных ему .

Как известно, правовой статус человека включает в себя три группы прав и свобод: личные, политические и социально-экономические. На первый взгляд, право на образование выглядит как личное право каждого человека, независимо от пола, возраста, национальности, гражданства и иных социальных признаков на получение необходимых знаний.

Однако в том то и штука, что в современном обществе образование из личного права каждого превратилось в потребность в накоплении знаний всего общества в целом, поскольку человек перестал быть социально обособленным существом, а превратился в часть социума, заинтересованного в его образовании не меньше, чем сам потребитель конкретных знаний.

От количества образованных людей на тысячу человек населения зависит уровень общественного, экономического, социального развития конкретной страны, производительность труда работающей части населения, интеллектуальный его потенциал, место, которое занимает то или иное государство в различного рода рейтингах и аналитических исследованиях.

2) Обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования напрямую связано с общественным значением права на образование. Поскольку образование отдельного индивида — потребность всего общества в целом, поэтому главной его гарантией является в основном его бесплатность (подробнее см. ). Дополнительными конституционными гарантиями прав и свобод человека в сфере образования является получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, плюрализм форм образования, самообразование и наличие федеральных образовательных стандартов (ч.

3 и 5 ст. 43 Основного закона). Комментируемый Закон, кроме ст.

5 не содержит отдельной обобщённой главы «Гарантии права на образование» (подробнее см.

комментарий к ст. 5 Закона), однако все его главы в той или иной форме устанавливают юридические гарантии отдельных видов и форм реализации этого права. Примечательно, что комментируемая норма устанавливает государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования.

Это вовсе не означает, что негосударственные образовательные учреждения не устанавливают юридических гарантий этих прав и свобод, действующих в рассматриваемой сфере.

Однако очевидно, что государство выступает в этих отношениях основным гарантом, причём не только в юридическом смысле, но в экономическом, организационном и иных аспектах (подробнее см. часть 2 комментируемой статьи).

3) Создание условий для реализации права на образование. Этот вид общественных отношений в сфере образования атрибутивно связан с первыми двумя. Право на образование остаётся на бумаге в отсутствии реального механизма его реализации. На наш взгляд, это одна из важнейших целей комментируемого Закона.
На наш взгляд, это одна из важнейших целей комментируемого Закона.

Важно не только продекларировать право на образование, но и обеспечить реальное его получение.

В этом отношении комментируемый Закон при всех его недостатках представляет собой значительный шаг вперёд, поскольку аккумулирует опыт 20-летнего периода исполнения норм первого Закона «Об образовании» 1992 г., постоянно дополняемого и совершенствовавшегося на протяжении последних лет.

Поскольку сфера образования — одна из самых динамично развивающихся в современном обществе, его авторы перенесли значительную часть условий реализации права на образование в область подзаконного правового регулирования. Можно критиковать Закон за это, но нельзя не признать, что совершенствовать подзаконную часть обеспечения реализации этого права легче, чем сам Закон.

2. Вторая часть комментируемой статьи 1 представляет собой краткое изложение, если можно так выразиться, его «оглавления», то есть перечня основных статей, образующих его структуру.

Открывается эта часть статьи констатацией факта того, что Закон устанавливает правовые основы образования в Российской Федерации. Одно из многочисленных определений права гласит:

«Право есть наиболее оптимальный способ взаимоотношения между людьми в цивилизованном обществе»

.

Исходя из этого и предположения, что российское общество относится к числу цивилизованных, авторы Закона поставили права на первое место в числе социальных регуляторов образовательных отношений (подробнее см. ). Однако второе место вполне обоснованно заняли организационные основы этих отношений.

В самом общем виде речь идёт о системе отношений, в которых работает учитель (преподаватель).

Однако очевидно, что учитель в широком смысле этого слова не может нормально работать вне какого-то организационного пространства. И чем более совершенным становится процесс обучения, тем всё более сложно организованными становятся его организационные основы (подробнее см. комментарий к гл. 2 Закона). Завершает перечень основ образовательной деятельности указание на наличие экономических его основ.

Пожалуй, это одна из самых болезненных проблем российского образования. Однако необходимо усвоить одну простую истину: экономия на образовании приводит к потере темпа в развитии прогресса общества. Эта проблемы выходит за рамки комментируемого Закона, но в нашей стране стоит достаточно остро, и каждый читатель, знакомящийся с настоящим комментарием, должен учитывать это обстоятельство.

Далее в числе основных элементов содержания комментируемого Закона названы основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования. С точки зрения правовой теории, принципы права — это руководящие идеи, пронизывающие весь текста нормативного правового акта и получающие реализацию во всех (или большинстве) его норм (подробнее см.
С точки зрения правовой теории, принципы права — это руководящие идеи, пронизывающие весь текста нормативного правового акта и получающие реализацию во всех (или большинстве) его норм (подробнее см. ). Далее в структуру Закона входят общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.

Эта группа юридических отношений не так проста, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что всякая образовательная система представляет собой слепок с политической системы общества. В самом общем плане можно констатировать, что система образования отражает уровень развития демократии в той или иной стране.

Поскольку сегодняшняя Россия по глубокому убеждению автора представляет собой полицейское государство, система образования и правила её функционирования, закреплённые нормами комментируемого Закона, как показано ниже, вступают в известное противоречие со сложившейся социальной действительностью. Однако одна из задач данного Закона — сформировать образовательную среду и правила её функционирования.

Насколько это удалось, покажет время и практика применения норм настоящего Закона. Завершает ч. 2 комментируемой статьи 1 Закона Об образовании России указание на определение правового положения участников отношений в сфере образования, то есть обучаемого и учителя (преподавателя). Это важный раздел структуры Закона, которому посвящены 4 и 5 его главы (подробнее см.

комментарий).

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года.

Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ.

Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  • дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  • полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  • правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  • определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  • определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  • регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
  • описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  • гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  • определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  • законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития.

Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности. Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Источник: это целенаправленный процесс воспитания, и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Источник: ОБРАЗОВАНИЕ используется в конституционном праве для обозначения: 1) государства, учреждения, органа, объединения и т. п.; 2) характеристики той или иной единицы с государственными (государственное образование) или территориальными признаками (территориальное образование): 3) получения знаний (конституционное право на О. — ст. 43 КОНСТИТУЦИИ РФ).(С. А.) Источник: Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Рекомендуем прочесть:  Стоянка запрещена со стрелочкой

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-I, преамбула; Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ, ст.1 Источник: ОБРАЗОВАНИЕ это слово в соответствии с его этимологией в нескольких значениях используется в конституционном праве. В особенности можно выделить:о.

– создание государства, учреждение и создание органа, объединения и т.

п.;о. как характеристика той или иной единицы с государственными (государственноео.) или территориальными признаками (территориальное образование);о.

как получение знаний – отсюда конституционное право на о.

(ст. 43 Конституции РФ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации». Источник: ОБРАЗОВАНИЕ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Источник: ОБРАЗОВАНИЕ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право граждан на образование закреплено в Конституции РФ. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование является общедоступным и бесплатным. Основное общее образование — обязательно.

Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано на конкурсной основе. обеспечивается в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Вместе с тем Конституция РФ провозглашает поддержку различных форм образования и самообразования и, следовательно, не исключает получения образования в иного рода образовательных учреждениях. Специальным законодательным актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является в настоящее время Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании и др. Источник:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; 7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; 12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.