Меню
Главная - Семейное право - Образование детей в финляндии

Образование детей в финляндии

Как устроена школа в Финляндии


29 октября 20202,8 тыс. прочитали1,5 мин.3,6 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы2,8 тыс. прочитали до концаЭто 79% от открывших публикацию1,5 минута — среднее время чтенияФинским школьникам предоставляется максимальная свобода в обучении.В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития в результате международных исследований определила интеллектуальный рейтинг мировых стран и составила ТОП-10 самых образованных государств планеты.

Финляндия вошла в эту десятку и заняла там почетное восьмое место. А ведь все начинается со школьной скамьи.Общеобразовательная система, действующая в Финляндии, кардинально отличается от привычного российского варианта и включает в себя две ступени:

  1. Верхняя, которая предназначена для учеников с 7-ых по 9-ые классы.
  2. Нижняя – к ней относятся учащиеся с 1-ых по 6-ые классы;

На этом стандартная градация окончена, потому что дальше школьники идут в дополнительный необязательный десятый класс, после чего отправляются на два года в профессиональный колледж или лицей.Учебный год в Финляндии начинается в августе месяце. Каждая школа имеет право выбрать свой день с единственным условием: он должен совпадать с рекомендованным периодом с 8-го по 16-ое число.

Дети ходят в альма-матер на протяжении 5 дней в неделю, причем пятница, как правило, является коротким, или разгрузочным днем.Изучают школьники все те же предметы, что и их российские сверстники: постигают азы сначала основных предметов, в числе которых математика, русский язык, чтение и т.д., а потом с 5-го класса к этому списку добавляются узкопрофильные: физика, химия, биология, история и иностранные языки, в числе которых 1-2 на выбор (шведский, английский, немецкий или русский).

Причем в общеобразовательных учреждениях не распространен принцип углубленного изучения какого-либо предмета – одинаковое внимание уделяется как профилирующим, так и основным дисциплинам.

Исключение делается только для талантливых детей: специально для них в школе может быть создан класс с творчески или спортивно одаренными детьми.Система оценивания существует в сфере образования Финляндии лишь на словах, то есть оценки, в отличии от российских реалий, не являются верхом стремления для школьников и не влияют на их репутацию или рейтинг учителя и школы.

Они ставятся исключительно для мотивации на пути к новым знаниям и не имеют угрожающего подтекста. Вообще, отметки в этой стране до третьего класса отсутствуют полностью, до 7-го применяются их словесные вариации (такие как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «посредственно»), а 10-бальная система появляется только, когда ребенок переходит в 7-ой класс.Обучение в школах Финляндии является бесплатным не только на словах, но и на деле: учащиеся не платят за обеды, за учебники, канцелярские принадлежности, планшеты, ноутбуки, за экскурсии и внеклассную деятельность, за школьный автобус, который доставляет ребенка к месту учебы и домой.
Вообще, отметки в этой стране до третьего класса отсутствуют полностью, до 7-го применяются их словесные вариации (такие как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «посредственно»), а 10-бальная система появляется только, когда ребенок переходит в 7-ой класс.Обучение в школах Финляндии является бесплатным не только на словах, но и на деле: учащиеся не платят за обеды, за учебники, канцелярские принадлежности, планшеты, ноутбуки, за экскурсии и внеклассную деятельность, за школьный автобус, который доставляет ребенка к месту учебы и домой. Не распространено в стране и платное репетиторство: с учениками, которые отстают от школьной программы, педагоги занимаются после уроков и совершенно бесплатно помогают подтянуть упущенный материал.Решающий вопрос в этом аспекте финансовый – учителя не нуждаются в дополнительном заработке, потому что их доход итак стабильно высокий: от 2 500 до 5 000 евро (от 177 395 руб до 354 791 руб).Образование в Финляндии имеет ряд особенностей, которым российские школьники позавидовали бы на 100%:

  1. домашние задания задают редко;
  2. полностью отсутствуют требования к одежде;
  3. к доске детей вызывать не принято;
  4. лояльное отношение к учебе: хочешь – учись, не хочешь – заканчивай 9 классов и иди работай, а во время учебы делай упор на то, что пригодится во время будущей трудовой деятельности.
  5. учащихся запрещено делить на «отличников» и «двоешников», «плохих» и «хороших»;
  6. контрольные тесты вводятся по усмотрению педагога, экзамены отсутствуют. По окончании общеобразовательной школы ученики только проходят обязательный стандартный тест;

Несмотря на свободу в обучении, а может быть и благодаря этому, финские школьники в результате международных исследований, проводимых PISA, считаются самыми читающими детьми планеты, а финская образовательная система – одной из лучших в мире.

7 принципов финского образования

Поделитесь в соц.сетях Согласно этому принципу каждая финская школа имеет равные возможности для реализации образовательного процесса: пропорциональное финансирование, одинаковое оборудование.

Не существует деления на «сильные и слабые» учебные заведения.

Также финны считают, что преподавание одного предмета в ущерб другому недопустимо — каждая дисциплина изучается в школах в равной степени. Важно, что учителям запрещается отдавать предпочтение детям с высоким социальным статусом их родителей (заводить «любимчиков» и т.д.).

Все дети учатся вместе, и сильные школьники, и «троечники» и даже дети с ограниченными возможностями — ничто не должно нарушать принцип равенства детей в классе. Финский язык. 2 класс. Учебник в 2-х частях.

Часть 1 Почти все школы в Финляндии государственные, и поэтому бесплатные.

Также оплачивается питание ученика на протяжении всего рабочего дня. Правительство полностью финансирует любую другую внеклассную деятельность: походы в музеи и на выставки, экскурсионные поездки и т. д. Более того, государство выделяет деньги на учебники, канцелярские принадлежности и даже планшетные компьютеры.

д. Более того, государство выделяет деньги на учебники, канцелярские принадлежности и даже планшетные компьютеры. Каждая школа имеет возможность привозить детей на занятия на бесплатном автобусе. Важное место в процессе школьного образования занимает индивидуализация курса предмета под способности каждого отдельного ученика: на уроках дети получают свое собственное задание по изучаемой теме.

В зависимости от успехов школьника на уроке формируется и домашнее задание — кому-то достанется более сложный материал, а кому-то — простой. Результаты учеников оцениваются согласно индивидуальным способностям, что немаловажно. Каждый ученик, у которого есть проблемы с успеваемостью, получает в финской школе дополнительные занятия с учителем во внеурочное время.

Существует и специальное «коррекционное обучение», которое призвано помочь школьникам-иностранцам с неродным для них финским языком или же занятия с детьми асоциального поведения. SISU. Финские секреты упорства, стойкости и оптимизма Как любят говорить финны: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам.

Мы выбираем первое». Именно по этой причине выпускных школьных экзаменов в финских школах нет, а при поступлении в средние и высшие учебные заведения, учитывается средние баллы, полученные за время обучения в средней школе.

Кроме этого много внимания уделяется и практическим навыкам, важным во взрослой жизни: составление портфолио, изучение основ создания сайтов, расчет налогов.

Есть и возможность прохождения трудовой практики, причем как в виде изучения рабочих обязанностей выбранной профессии на уроке, так и настоящей работы в течение двух недель. Этот принцип включает в себя два постулата. Первый заключается в полном доверии государства к учителям.

Государственная программа образования включает в себя по большей части общие рекомендации по обучению: каждый учитель сам решает, какой метод преподавания использовать. Второй принцип заключается в полном доверии к детям: на уроках ребенок может заниматься чем-то своим, в случае, если предмет не вызывает у него никакого интереса. Этот принцип проистекает из уважительного отношения к ученикам.

Финская школа подразумевает свободу выбора на уроке.

Финский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1 Образовательный процесс подразумевает, что учатся те дети, которые хотят учиться.

Финские учителя, конечно, стараются привлечь внимание ребенка к предмету, но если интереса или способностей у ребенка нет, преподаватели будут ориентировать школьника на «несложную», практическую работу. И никто не будет заваливать такого ученика «двойками» — вообще оценки в финской школе не носят положительного или отрицательного характера. Одной из важнейших задач школьного образования в Финляндии является именно будущая профориентация школьников и подготовка к взрослой, самостоятельной жизни: кому-то предстоит проектировать небоскребы, а кому-то — водить автобусы.

И то, и другое финны считают одинаково важным занятием.

Среднее образование в Финляндии делится на два основных этапа: нижняя школа (первые шесть классов) и верхняя (с седьмого по девятый). За эти основные 9 лет школьного курса дети изучают множество предметов: грамоту и родной язык, религию или жизнепонимание, ИЗО и музыку, труд и физическое воспитание.

Позже добавляются естественные и гуманитарные науки, иностранные языки, а также курсы по выбору, например, компьютерная грамотность. Любопытно то, что некоторые предметы дети проходят на одном занятии — в Финляндии присутствует основы междисциплинарного обучения.

Ещё в финских школах существует дополнительный 10 класс, который предусмотрен для тех, кто хочет улучшить свой средний балл по предметам.

После этого перед учениками встает выбор между тем, куда поступать дальше: в профессиональный колледж, чтобы освоить какую-то практическую специальности или в лицей, который выступает своеобразной подготовкой к обучению в ВУЗах. Финский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь Узнайте больше о системе образования Финляндии, посмотрев прямую трансляцию мероприятий Международной Летней школы , которую проводит корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». В программе запланировано выступление профессора Хельсинского университета Яркко Хаутамяки.

Следите за последними , чтобы не пропустить трансляцию.

Всех участников ждут именные электронные сертификаты. , будет интересно! Уланов Филипп аспирант кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. Поделитесь в соц.сетях Сказать спасибо автору Хотите сохранить материал на будущее?

Отправьте себе на почту Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Школьное образование в Финляндии. Обучение на основе реальных явлений

7 ноября 20183,4 тыс. прочитали4,5 мин.5,6 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы3,4 тыс.

прочитали до концаЭто 60% от открывших публикацию4,5 минуты — среднее время чтенияВ рамках конференции EdCrunch в Москве прошла презентация школы Яткясаари в Хельсинки, Финляндия. О новой школе слушателям рассказали Илона Таймела (консультант в области образовательных стратегий Департамента образования Хельсинки) и Кирси Моллюмяки (ректор школы Яткясаари). Сегодня мы знакомим читателей с этой необычной школой, а также технологиями, которые применяются в финском образовании.Финское образование по праву считается одним из лучших в мире, что подтверждается авторитетными исследованиями.

Так, например, по результатам исследования PISA-2015, Финляндия заняла 5-е место из 70 возможных по естественнонаучной грамотности, 4-е по читательской грамотности, позиция страны среди других участниц — 2-5-ое места.Уже сейчас мир говорит о финском образовательном чуде, мы же попробуем разобраться на примере конкретной школы, как это получилось и каким образом сейчас функционирует образование в этой стране. Самое главное, что необходимо понимать, – это то, что в Финляндии нет частных школ, все школы в стране государственные и одинаковые, это линейная структура, которая не предполагает наличия привилегированных учреждений. В каком бы городе ни находилась школа, какого бы размера она ни была, образование в ней будет не хуже, чем в столичной.Финны весьма пристально следят за изменениями в мире и педагогике, все новейшие практики апробируются и внедряются максимально быстро.

Финская система образования мобильна и позволяет эффективно интегрировать новые процессы. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним.Илона ТаймелаПедагогическое образование в Финляндии несколько отлично от российского. Учитель тут должен иметь степень магистра по педагогике или преподаваемому предмету.

Это приводит к тому, что в Финляндии очень высок уровень доверия к учителям, а также роль учителя в обществе и понимание значимости его профессии.Для всей страны разрабатывается единая программа образования, она утверждается на уровне правительства. Городские (муниципальные) власти имеют право вносить небольшие дополнения в национальную программу, но не могут изменять ее по существу.Стоит сказать о том, что любая система подразумевает отчетность и образование тут не исключение.

Финские учителя так же заполняют и ведут отчеты, которых существует несколько уровней и видов, но объем отчетов строго регламентирован, сроки известны и никаких внеплановых отчетов не возникает.Перед педагогом в финской школе стоят семь главных задач – это ключевые навыки, которые должен освоить учащийся. Именно на освоение этих навыков и направлена учебная программа. Итак, списком:

  1. Творческие навыки.
  2. Навыки работы с компьютером, сетями и интернетом.
  3. Умение следить за собой.
  4. Предпринимательские навыки.
  5. Критическое мышление и умение учиться.
  6. Коммуникационные навыки.
  7. Мультиграмотность.

Педагогу необходимо воспитать в ученике выдержку и выносливость.Очень важно научить выдерживать темп и создавать устойчивое будущее.Илона ТаймелаОбучение в финской школе – это всегда активный процесс и целостный подход.

Нельзя дробить программу на предметы, приветствуется мультидисциплинарный подход и обучение на явлениях окружающего мира. Процесс обучения для студента сродни расследованию, где он видит только последствия и уже сам определяет причины и связи.

Очень важен вывод учеников во внешний мир.Также для педагога критично важно ставить ученикам четкие цели.

Которые должны быть понятны и достижимы.Учителя стараются максимально использовать систему внутренних связей и взаимодействий внутри школы, основные каналы – это «педагог – ученик», «ученик – ученик» и «младший класс – старший класс».Использование именно горизонтальных связей позволяет создать атмосферу поддержки в школе, формирует навыки коммуникации и критического мышления, а также помогает развить эмпатию у детей.Яткясаари – это новая школа, которая была открыта в Хельсинки в 2017 году.

Она также включает в себя детский сад и группу подготовки к школе.Первое здание в начальной школе Яткясаари было закончено летом 2017 года. Школа начала работать 1 августа 2017 года. В учебном году 2018-2019 гг. тут будут получать образование только дети с первого по третий класс, а также малыши в детском саду.

Школа будет прирастать одним классом в год, таким образом, ученики будут постоянно оказываться в новых пространствах. Второе здание школы будет сдано к 1 августа 2020 года. Постепенно сформируется образовательный комплекс до 9-го класса.Команда архитекторов, которая проектировала школу, ставила следующие цели:

  1. создать функциональный объект, дающий детям вдохновение и побуждающий к открытиям;
  2. реализовать концепцию пространства здоровья, используя много воздуха, света, легкость в дизайне, безопасные материалы и оборудование, грамотную и очевидную логистику.
  3. сформировать пространства, позволяющие максимально разнообразить формы обучения;

Интерьеры школы построены по принципу мобильного пространства и включенности в процесс: тут есть большие холлы и залы, отдельные кабинеты, но обязательно с прозрачными стенами, чтобы всегда можно было увидеть, что происходит в классе.

Все сделано таким образом, чтобы даже в том случае, если дети занимаются в разных пространствах, педагог мог контролировать группу и визуально поддерживать контакт с учеником. Финны уверены, что открытое пространство – это безопасность.При проектировании и строительстве школы ее создателям очень важно учесть мнение детей, а потому архитекторы предварительно создают уроки в виртуальной реальности, воспроизводящей интерьеры новых помещений, чтобы ученики могли увидеть, как будет выглядеть их будущая школа.Яткясаари основана на принципах инклюзивного образования и принимает всех детей, не проводя различий.Результат обучения в Яткясаари – любознательный, обучаемый ребенок, который может учиться где угодно и с кем угодно, смотреть на проблемы под разными углами, и добрый человек.Кирси МоллюмякиУже с первого класса дети изучают несколько языков.

Начинают с английского, в соответствии со специальной программой школы, именно на английском преподается четверть всех дисциплин. Также обязательными языками для всех учеников являются финский и шведский, кроме того, по желанию можно выбрать еще два языка для изучения в младших классах и еще один дополнительный в старших.Преподавание в школе построено на принципе изучения феноменов (реальных событий). Так, ежегодно школа заявляет пять таких событий, к которым привязывается школьная программа и предметы.

Примеры подобных тем: «Я – семья – культура»; «виртуозы – история»; «трудности в природе» и т.

д.Весь процесс делится на две части: 1,5 часа в день занимает процесс обучения на реальных событиях, остальное время – традиционное обучение.Для педагога важно, чтобы дети самостоятельно начали предпринимать действия, направленные на раскрытие и изучение феномена.

Одна из главных целей в этом процессе – помочь в подготовке детей к будущему, а кроме того, научить кооперации и проводить как можно больше активностей на природе. В любую погоду дети выходят на улицу, там же проходит большая часть образовательного процесса.Другая значимая часть процесса – это технологии и тестирование продуктов и приложений в рамках школы. Дети должны понимать, что технологии – это рабочий инструмент, они готовят собственные проекты по технологиям, используют оборудование при изучении феноменов.Кроме классических технических средств, в школе также активно используются дополненная реальность и технологии проектирования эмоций.

Финны уверены, что для стабильного и эффективного социума крайне важны эмоциональные навыки.Общий сбор в 8:30, обычно на улице. В ходе его ставятся цели и поясняются инструменты, которыми возможно воспользоваться.

Педагоги обязательно учитывают мнение детей. Разрабатывается некий план, который всегда включает в себя элементы совместной деятельности.

План – это не жесткое требование, он мобилен и может быть изменен в течение дня.Далее детей разбивают на группы, где, собственно, и будут производиться исследования и готовиться проекты. Группы могут быть разными, место исследования тоже – это не обязательно школьный двор, это может быть любая часть города.Педагог далее работает с ребятами, ведет проект, курирует и подсказывает с учетом текущей ситуации.К 10:00 все возвращаются в школу, и далее следует получасовая перемена на улице.

С 10:30 начинаются традиционные уроки.Все предметы в школе мультидисциплинарны и связаны с обучением на феноменах, программа обучения представляет из себя единую структуру из множества взаимосвязанных дисциплин, которые затрагивают глобальные темы текущего школьного цикла.Пять раз в год Яткясаари проводит день открытых дверей, его дата всегда попадает на конец образовательного цикла. Из мероприятий также проводятся дни для родителей и фестиваль школы, на котором дети могут представить свои результаты проектов и исследований.Школа Яткясаари, как и все остальные школы Финляндии, использует несколько способов измерения результатов учащихся.Каждый ребенок особенный, но все дети могут учиться.Кирси МоллюмякиОсновные принципы:

  1. Кооперация с вузами, в случае Яткясаари это Хельсинкский университет.
  2. Основной показатель при оценивании – продвижение далее, чем изначально предполагалось проектом.
  3. Дифференцированный подход при оценке успехов каждого из учеников.

Кроме дифференцированных способов, также применяются и традиционные способы оценки, в том числе тесты и пр.Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений!

🙂

Как устроена финская школа — одна из самых сильных школ в мире

Сегодня в СМИ все чаще появляются новости о финском школьном чуде. Все больше исследователей образования задаются вопросом том, как школьная система небольшой по численности населения Финляндии смогла стать настоящим трендсеттером на мировом образовательном рынке. Мы поговорили с Анастасией Корчинской, исследователем Санкт-Петербургского государственного университета, специалистом по образованию в Финляндии, преподавателем финского языка, о феномене финской школы и о том, чем же на самом деле так хороша финская образовательная система.

А.К.: Действительно, финское «школьное чудо» в последнее десятилетие активно обсуждается в СМИ.

Парадоксально, но на самом деле финны не гонятся за званием самой сильной школы, и последние рейтинги PISA показывают несколько другие результаты. Азиатские страны, надо сказать, также демонстрируют отличный образовательный прогресс, а всего несколько лет назад лидирующие места стала занимать и Финляндия. Именно поэтому про нее начали так много говорить.

Сами финны не берут в расчет эти международные рейтинги, для них гораздо важнее качество образования, а не международное признание. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA).

Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.Это тест, раз в несколько лет оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять полученные знания на практике. То есть выбирается определенная категория учащихся, и они оцениваются по навыкам: чтение, математика и естественные науки.

То есть выбирается определенная категория учащихся, и они оцениваются по навыкам: чтение, математика и естественные науки.

Финские школьники неожиданно для всего мира начали занимать лидирующие позиции в этом тестировании. Гораздо интереснее другое: как раз в 2020 году результаты очередного тестирования PISA показали, что финские школьники демонстрируют очень хорошие, но не выдающиеся результаты.

При этом сам уровень школьного образования остается очень и очень высоким. , исследователь финского образования, объясняет это тем, что если бы целью финской школы была победа в тестах, то вряд ли образование было бы таким сильным.

И это очень любопытно, на мой взгляд. Да. В Финляндии никто сильно не переживает по поводу мест в мировых рейтингах.

Они идут своим путем и стараются дать детям по-настоящему качественные знания.Есть такой исследователь финского образования — . Это преподаватель американского происхождения, который изучал, как устроены лучшие школы в мире на примере как раз финской школы.

Это очень интересное исследование, потому что, не будучи финном, Тимоти Уокер как бы смог посмотреть на эту систему непредвзято, со стороны.

Уокер объяснил достижения финских коллег простым тезисом: обучение должно приносить детям радость. А сами финны считают, что они достигают такого качества образования за счет отличного обучения учителей.

У них очень трудно поступить на педагогический факультет, конкурс достаточно серьезный. Чтобы прийти работать в школу, нужно иметь научную степень не ниже магистра.

И это не просто регалии, а действительно блестящее университетское образование.

Также финны своей сильной стороной называют равенство всех школ: не важно, где находится школа — в столичном регионе Хельсинки или в Оулу, они везде будут одинаковыми.

Система школьного образования в Финляндии полностью финансируется государством и в стране нет частных школ.Это довольно необычно, но знаете, самое сильное впечатление на меня произвела столовая в финской школе. Казалось бы, это не очень про учебу. Но на самом деле — про учебу.

Когда ты приходишь в эту столовую, ты не видишь вообще ни одного взрослого человека в роли надзирателя. Там есть только школьники, малыши и шведский стол. Ты заходишь и ожидаешь увидеть беготню, шум и гам, а там — абсолютные чистота и порядок, дети (даже из начальной школы) спокойно стоят в очереди друг за другом, потом они садятся за стол, аккуратно едят, уносят за собой посуду и разделяют ее по отдельным секциям для вилок и ложек.

Эта история интересна тем, что во всех финских школах дети ведут себя примерно одинаково. Даже в русско-финских школах, где вместе с финнами учатся дети с другим менталитетом.

Получается, наши ребята в этой атмосфере ведут себя точно так же. Я для себя это объяснила тем, что школа прививает школьникам так называемый хозяйский тип мотивации. Даже сами финны говорят, что школа принадлежит детям.

Дети чувствуют, что школа — их дом, что их мнение уважают, поэтому у них само по себе формируется ответственное и доброжелательное отношение к тому, что их окружает. Мне кажется, что дети ведут себя агрессивно тогда, когда вокруг них агрессивная среда, когда есть надзирательство.Я бы сказала, что это не совсем так.

У финнов есть очень продуманная система оценивания. У нас больший акцент делается именно на отметке, а у финнов есть очень хорошо продуманная система оценки в широком смысле.

Как правило, не принято выделять ошибки красной ручкой.

Я имею в виду, что финские учителя не концентрируют внимание только на ошибках в работах школьников.

Финский преподаватель обычно отмечает и сильные, и слабые стороны работы ученика.

Эта оценка нужна не для родителей, не для того, чтобы ребенка расстроить, а это просто дополнительный сигнал о том, что какую-то тему с ребенком нужно дополнительно проработать. Домой задания уходят редко. Как правило, вся индивидуальная работа с детьми ведется на уроке в школе.

Урок может быть построен так, что часть класса задействована в командной работе, а кто-то индивидуально занимается с учителем. Бывают и дополнительные занятия, но все-таки большая часть работы проводится в классе. У финнов есть электронные дневники, но туда, скорее, заносится информация о том, как ученик позанимался — в форме отзыва.

У финнов есть электронные дневники, но туда, скорее, заносится информация о том, как ученик позанимался — в форме отзыва. Это будет сигнал для родителей, насколько у ребенка все идет хорошо. Получается, польза такого оценивания именно в том, чтобы обозначить ребенку какие-то моменты, которые у него не очень хорошо получаются, и в дальнейшем уделить этим моментам больше внимания.Да, это общепринятая практика.

Финские школьники ведут дневники, где пишут свое собственное мнение о том, что у них получилось хорошо, а что — не очень. Дальше ученик может по своему желанию передать этот дневник учителю, где учитель тоже может оставить свое мнение о проделанной работе. Но это все по желанию ребенка.Во-первых, надо понимать, что у них начальная школа — это шесть лет обучения, а не четыре, как у нас.

Средняя школа — это седьмой, восьмой, девятый класс. В начальной школе довольно классическое предметное обучение, которое пока образовательные реформы не сильно коснулись. Конечно, это обучение ориентировано на творчество, игру.

Основная фишка начальной школы — это особое внимание к гиперактивным детям.

У финнов даже есть специальные приспособления для таких детей, чтобы они могли спокойно заниматься.

Например, есть особые стулья, на которых нужно сидеть, удерживая равновесие. Если ребенок ерзает, то стул сильно качается, а если сидит спокойно, то стул держит баланс. И на это тратится очень много энергии.

Для гиперактивных детей даже может быть отдельная зона с отдельным учителем, который будет с ними заниматься на уроке. А ребята, которые хотят работать в тишине, наоборот, могут заниматься в наушниках. Да, это очень важно. В Финляндии приветствуется инклюзивное образование, где вместе занимаются вообще все дети, включая учеников с особенностями развития.

Даже если часть класса участвует в дискуссии, а другая — спокойно читает, все это будет происходить в рамках одного образовательного пространства.

В некоторых школах просторные помещения разделены перегородками, чтобы детям было комфортнее заниматься, но все равно при этом дети занимаются в одном классе.

Если в классе есть отстающие в учебе дети, то им могут предоставить второго преподавателя-помощника, который будет помогать учителю вести урок и уделять дополнительное внимание таким детям, работать в удобном для них ритме.Относительно небольшая.

Это четыре-пять уроков и всегда пятидневка.

Есть легенда, что финским ученикам никогда не задают домашнее задание.

На самом деле это не совсем так. Некоторые задания на дом все-таки есть, но они, скорее, имеют практическую и исследовательскую направленность. Например, если на труде детей учили печь торт, то на дом могут дать задание попробовать испечь торт вместе с мамой и угостить одноклассников.Да, на меня это тоже произвело своеобразный вау-эффект.

Когда ты приходишь в кабинет труда и видишь огромное помещение, где стоят настоящие плиты, и которое фактически выглядит как кафе, это производит сильное впечатление.

В школе может быть даже большое помещение с ткацкими станками или лакокрасочный цех. Это совершенно космические масштабы оборудования классов для прикладной деятельности. И еще раз отмечу: это одинаково во всех школах страны.

Финские дети проводят очень много времени на свежем воздухе. Дети помладше каждую перемену выходят гулять. Дети постарше зимой могут брать лыжи и на перемене кататься около школы, а перед уроком оставить снаряжение в месте хранения.

Это уникальный подход, связанный со здоровьесбережением. Что касается физкультуры, школа предоставляет возможность выбора разных секций в рамках одного урока: это и баскетбол, и плавание, и йога, и танцы — на выбор ребенка. Насколько я знаю, сейчас планируется ввести в финских школах физкультуру первым уроком каждый день.

Это придумано для того, чтобы отвлечь детей от гаджетов и соблюсти баланс между физической и умственной нагрузкой. Хотя гаджеты в процессе обучения, конечно, тоже используются.Финны видят, что дети стали активно использовать смартфоны и прочую технику. Они с этим не борются, а думают, как обернуть эту зависимость во благо.

Поэтому они стали включать в учебную программу использование приложений или обучение тому, как безопасно пользоваться интернетом, например. В школах закуплены планшеты, где установлены разные обучающие программы. Я считаю, что любая борьба провоцирует ответную борьбу и больше ничего.

То есть, если ты хочешь что-то улучшить, нужно подумать, как сделать так, чтобы это удовлетворяло интересы всех. Поэтому финны решили включить так называемую гаджетизацию в учебный процесс.Вокруг средней финской школы тоже сохраняется некоторая мифичность. Не так давно в СМИ было очень много новостей о том, что финская средняя школа полностью отказалась от предметов и перешла на так называемое обучение на основе явлений () или проектное обучение.

На самом деле это не так. Финны действительно стали проводить образовательную реформу, в рамках которой рассматривается возможность перехода от предметного обучения к обучению на основе явлений.

Но речь на самом деле шла только об обязательной неделе проектного обучения в финской средней школе.

Подразумевается, что это будет одна-две недели в году.

Получилось так, что новость об отказе от школьных предметов обросла слухами, которые раздулись просто до космических масштабов. Это новость примерно из той же категории, что и новости об отказе Финляндии от системы отметок и домашних заданий.

На самом деле, как мы обсудили ранее, в финской школе есть и оценки, и задания на дом, и академические дисциплины. Правда, все это существует в довольно самобытной форме. Однако я полагаю, что эта история с обучением на основе явлений будет развиваться и в итоге перерастет в нечто большее, чем одна-две проектные недели в учебном году.Предметное обучение само по себе предполагает разделение учебных дисциплин: математика отдельно, язык отдельно, физика отдельно.
Однако я полагаю, что эта история с обучением на основе явлений будет развиваться и в итоге перерастет в нечто большее, чем одна-две проектные недели в учебном году.Предметное обучение само по себе предполагает разделение учебных дисциплин: математика отдельно, язык отдельно, физика отдельно.

Но в реальной жизни, когда мы, например, имеем дело с бизнесом или с другой прикладной областью, мы же не используем все эти предметы по отдельности. Финны подумали, что для того, чтобы обучение было ближе к реальности, есть смысл в межпредметном обучении. То есть почему, к примеру, английский должен существовать отдельно от истории, а физика — отдельно от математики?

И почему химия существует отдельно от биологии? Идея финского подхода к проектному обучению заключалась в том, чтобы перемешать дисциплины из разных областей знаний с целью практического использования в будущем.

Мне было очень интересно поехать в Финляндию и посмотреть, как это будет реализовано.

Но на данном этапе эта междисциплинарная интеграция оказалась больше похожа на проектные недели, в рамках которых смешиваются близкие друг к другу дисциплины: например, история и обществознание.

Но я уверена, что в будущем идея совмещения разных предметов (не только из смежных областей знаний) в одну программу найдет свою практическую реализацию. В Финляндии обучение и до современного реформирования всегда было направлено на реальную жизнь. Например, на математике ребята изучают программу, которая соответствует нашему седьмому-восьмому классу, но в то же время эта программа включает в себя блок «логика».

В этом как раз заключается одно из основных отличий от российской системы школьного образования. В России делается упор на академичность, у нас получение знаний возводится в некий культ, и мы не можем от него отказаться. А для финнов школьное обучение имеет прикладную направленность.

То есть, если финские школьники учат математику, они разбирают реальные истории: например, ребенок хочет купить телефон в кредит, но не понимает его итоговую стоимость с учетом переплаты по кредиту. Школьная математика учит ребят решать такие задачи.

И ученикам не будут даваться конкретные формулы: пожалуйста, решайте сами, подумайте, какие формулы вы примените. Финские и другие европейские вузы как раз и требуют некой гибкости знаний. Если посмотреть примеры вступительных испытаний в ведущие вузы Европы, то большинство заданий направлены на то, чтобы абитуриент мог применить навыки критического мышления.Если говорить именно о статистике поступаемости, то да, есть данные о том, что финские ученики часто поступают в ведущие вузы страны, но насчет европейских вузов я затрудняюсь ответить.

Хочу обратить внимание на то, что средняя финская школа (до девятого класса) готовит учеников к будущему поступлению в училище и получению рабочей профессии, а также к продолжению обучения в так называемой гимназии.

Если учащийся хочет продолжить свое школьное образование и подготовиться именно к поступлению в вуз, то он поступает в гимназию (это, как правило, два-четыре года обучения после девятого класса), где обучение подразумевает уже более серьезную академическую подготовку. Уровень преподавания в гимназии считается достаточным для поступления в вуз. В гимназии финские школьники сдают экзамены наподобие нашего ЕГЭ.

Примечательно, что обучение в гимназии имеет достаточно узкую предметную направленность. К примеру, если ученик хочет поступать в медицинский, то в гимназии упор будет сделан на химию, биологию, экологию, ядерную физику и другие предметы, необходимые для поступления на конкретную специальность. Представляете, в России уже был такой опыт в 20-х годах ХХ века.

Тогда было что-то похожее на систему, которую сейчас принято называть успешной образовательной реформой. В 1928 году так называемая школа труда была широко распространена, и она как раз использовала проектный метод как основной для обучения. Но потом, уже в начале 30-х годов, этот метод был объявлен неуспешным и был заменен на дореволюционные методы преподавания.

Считалось, что школа труда хорошо готовит к жизни, но она не дает фундаментального академического образования, которое помогает поступать в вузы и используется в науке.Меня, как исследователя финского образования, очень часто спрашивают о том, почему у нас нельзя сделать так же, как у них.

Дело даже не только в разнице площади двух стран.

Начнем с того, что в России совершенно другие ожидания от образования: для нас очень важна академичность, аудиторная нагрузка, сколько будет теории. Если нет теории, нам кажется, что это не образование.

Практика в чистом виде рассматривается как нечто недостаточное.

Во-вторых, повторюсь, что пример такого опыта в российской системе уже был, и этот опыт не прижился. У Паси Сальберга есть очень хорошее высказывание: если взять какое-то экзотическое растение и посадить его в непривычную почву, ему несвойственную, то оно, скорее всего, погибнет. Так и финская система образования — хороша именно на той почве, на которой она существует.

Потому что, если честно, просто сама финская система образования не представляет собой ноу-хау. Она хороша потому, что финская ментальность и образ жизни благодатны для такого подхода. Например, финны по натуре своей индивидуалисты, которые живут по правилу: как поработал, так и поешь.

Это не про эгоизм. Это про то, что всегда надо рассчитывать на свои силы и не равняться на соседа.

Поэтому среди финских детей не принято списывать, отвлекаться на уроках: они просто заняты собой, своим делом. Финские школьники абсолютно не мотивированы отметками, они мотивированы собственными интересами, перспективами.

В Финляндии совершенно нет никакой гонки между родителями, никто не меряется отметками своих детей, когда мой — отличник, а твой — отстающий.Я бы вообще назвала такие результаты обучения, как на отлично законченная четверть, не условными, а липовыми.

Отметки в аттестате — это достаточно странная цель. Финских школьников интересует, как потом полученные знания повлияют на их взрослую жизнь, где они смогут их применить.На самом деле, если говорить о проектном обучении, то такие примеры в последние годы появляются все чаще. Есть летняя школа Наноград, куда ребята приезжают из разных городов и за неделю делают такие проекты, которые потом гремят на всю страну.

У нас есть такие примеры, и они, может быть, гораздо лучше, чем европейские, но пока они не могут быть применены повсеместно.

Однако в рамках самой школы пока никто не готов нарушать достаточно жесткий учебный процесс: в нашей программе просто не предусмотрено дополнительное время на проектные недели.

Вообще в России, особенно в Санкт-Петербурге, есть школы, которые активно взаимодействуют с Финляндией в плане образовательных обменов. Например, я работаю в школе 204 в Санкт-Петербурге — одной из старейших школ с углубленным изучением финского и английского языка. Финские школьники приезжают к нам на целую четверть, и уже следующей осенью мы будем отправлять наших ребят в Финляндию в рамках такого же обмена.

Но, к сожалению, граждане России не могут приезжать в Финляндию с целью получения образования до завершения девятилетнего обучения. То есть наши ребята не могут поехать учиться в финскую школу (начальную, среднюю). Можно приехать учиться в финскую гимназию уже после 9-го класса, потому что есть закон, который заключается в том, что граждане определенных стран могут приезжать в Финляндию только для получения профессионального образования.

В школу, получается, можно приехать учиться только в рамках коротких программ обмена или если у школьника родители переехали в Финляндию на постоянное место жительства. Но даже кратковременные программы обмена — это потрясающий опыт для школьников. Здесь есть и чудо, и большое усердие со стороны государства.

То есть это, безусловно чудо, когда, например, на какой-то благодатной почве произрастает прекрасное дерево, но это еще и титанический труд земледельцев.

В Финляндии проводится действительно очень грамотная работа специалистов, которые все это планируют, запускают, реформируют несмотря ни на что. И есть, конечно, какая-то почва, которая порождает такие прекрасные результаты. Естественно, это не что-то, что произошло само по себе.

Я вижу за этим огромные усилия.

Например, за финскими учебниками, которые я считаю эталоном и образцом учебных пособий, я вижу просто потрясающую академическую работу. Когда я впервые попала в магазин финской академической литературы, я провела там два часа в полном изумлении: когда ты открываешь учебник по химии, например, ты видишь, огромное количество иллюстраций, разделение материала на основной и дополнительный, для более глубокого изучения. Плюс к этим учебникам прилагаются пластиковые детали, чтобы, например, ученик наглядно мог сам построить химические связи.

В учебнике по финскому (родному) языку есть разделы о финском языке в истории, литературе, журналистике, СМИ, о разговорном финском.

Я сама преподаю финский язык и для меня, как для преподавателя, — это просто космос. И в плане содержания, и в плане продуманности практических заданий — просто бери и делай. Сила системы еще и в том, что в Финляндии каждый специалист на своем месте: учебники пишет тот, кто должен и умеет писать; преподает тот, кто умеет преподавать; реформирует тот, кто умеет реформировать.

Разбор Колонка Лены Аверьяновой Развлечения Только спокойствие!

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам надо , или , или Ничего не найдено. Я согласен на обработку моих персональных данных Подписаться 30 мая 30 мая 29 мая 29 мая Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю. Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.

Подписаться Я согласен на обработку моих персональных данных

  1. Темы
  2. Рубрики
  3. Социальные сети
  4. Тоже важно
  5. Главное
  6. Возраст

© 2012-2021 chips-journal.ru.

Городской информационный портал для родителей chips-journal.ru.

Использование и перепечатка материалов сайта chips-journal.ru возможны только с письменного разрешения Администрации сайта и при наличии активной ссылки на сайт chips-journal.ru 18+ Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении).

Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

15 интересных фактов о школьном образовании Финляндии

19 ноября 20202,4 тыс.

прочитали2,5 мин.2,9 тыс. просмотр публикацииУникальные посетители страницы2,4 тыс. прочитали до концаЭто 83% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияФинляндияА Вы знали, что по многочисленным исследованиям, школьное образование Финляндии — одно из лучших в мире.

В то же время оно полностью бесплатное, дети очень мало времени проводят дома за выполнением домашнего задания, а учителя получают огромные зарплаты, но им не надо писать отчеты, планы и программы. Мы хотим рассказать о 15 преимуществах финской системы среднего образования.1.

Финское образование — целиком бесплатное.

Детям не надо платить за завтраки и обеды, подвоз к школе на автобусе, кружки и экскурсии, учебники и канцелярские принадлежности. Государство выделяет на школы более 12 процентов своего годового бюджета. Если школьник проживает более чем в двух километрах от учебного заведения, то его бесплатно возит школьный автобус.2.

До третьего класса в Финляндии в школах совсем не ставят оценки.

С третьего по седьмой классы оценки ставят по десятибалльной шкале, но не цифрами, а словесно. Если школьник учится прилежно, а задания делает без ошибок — учитель скажет ему «все отлично». А если есть проблемы в знаниях — укажет, что «все посредственно».

Но здесь настолько индивидуальный подход к обучению, что каждый ученик знает только свою оценку, а учитель корректирует процесс обучения, не ругая за плохие отметки.3.

В школах Суоми отсутствует школьная форма. На занятия можно приходить в любой одежде и обуви, и даже босиком. Большинство сидят на уроках в футболках, толстовках, трико и кроссовках, некоторые даже в носках.Школьная форма в Финляндии4.

Школьный кабинет тут совсем иной, нежели в России. Нет парт, а дети располагаются в комнате как угодно: некоторые сидят прямо на полу, другие лежат на диванах.

Если на улице теплая и солнечная погода, то педагог выводит детей на школьный двор, где они изучают темы, сидя в беседках, на лавочках или на газоне. И детям такое очень нравится!5.

Педагоги в Финляндии считают, что школьники должны вне уроков отдыхать и проводить как можно больше времени с семьей и в общении с друзьями. Поэтому учащимся задают минимум домашнего задания. Дети выполняют их в течение 20-30 минут.

Да и сами задания необычные. Например, учителя истории часто велят взять интервью у бабушек и дедушек, и дети должны сравнить жизнь тогда и сейчас, потом рассказать об этом на занятии.Игры в неурочное время 6. В школах нет экзаменов. Учителя лишь иногда на свое усмотрение проводят проверочные работы, и по окончании школы в 16 лет велят учащимся сдать итоговый тест.

Таким образом, педагоги готовят детей не к экзаменам, а к жизни.7.

На одном уроке сидят дети с разными способностями. Для сильных учащихся учитель задает сложные задания, для отстающих — более легкие. Здесь применяется индивидуальный подход.

Со слабыми учащимися и детьми эмигрантов проводятся отдельные занятия.8.Питание в финских школах — это «шведский стол» с разнообразными блюдами. Учтены и вегетарианские склонности учащихся, в столовой присутствуют диетические блюда. Учащиеся больше всего любят накладывать в тарелки вкусные салаты, которых тут несколько видов.

И все это бесплатно. На школьном сайте регулярно печатают потенциальное меню на месяц вперед, и школьники кликом компьютерной мышки передвигают в «корзину» те блюда, которые хотели бы в будущем видеть в качестве завтраков и обедов.Питание в Финских школах9. В ряде финских школ отменили учебные предметы и ввели 6-недельные «разделы».

Допустим, в течение 1,5 месяца изучается раздел «Европа». Эта тема изучается с точки зрения истории (история европейской цивилизации), географии (страны, реки, климат Европы), литературы (выдающиеся европейские писатели и их произведения) и других школьных дисциплин.10. Дети обожают перемены, ведь на них можно отдыхать, повеселиться, попрыгать, поиграть и пообщаться с друзьями.

В этом плане финские школы опять же лучшие в мире. После каждого урока длительностью 45 минут есть перемена от 15 минут и более.11.

Школьной традицией являются совместные ночевки учителя и учащихся в стенах школы.

В спальных мешках ночью педагог с детьми слушают интересные истории, смотрят познавательные фильмы, играют в спортзале в подвижные игры, там же ночуют на матах в «спальниках».

А утром вместе завтракают мороженым.

Поэтому дети обожают школу и учителей и с удовольствием идут на учебу.Возможно Вас заинтересует Как пробудить желание ребенка учиться в школе12. В педагогических вузах Финляндии очень большой конкурс. Например, чтобы выучиться на учителя в университете Хельсинки, надо пройти конкурс в 10-15 человек на место.

И все это связано с тем, что в стране педагоги в почете и уважении.

Они получают зарплату от 3500 евро и выше, что является очень достойным вознаграждением за интересный, но трудный труд педагога.

Кроме учителя, на уроке находится и его помощник. Он помогает педагогу с дисциплиной, раздачей дидактического материала, помогает учащимся в выполнении заданий на уроке.13. В финских школах мало нудной теории, зато много практики.

По мнению чиновников из образования, биографии, даты и другие сведения можно быстро найти из интернет-энциклопедий.

А на уроках учатся практическим навыкам: плаванию и первой помощи утопающим на физической культуре, шитью и вязанию на занятиях по домоводству. Много времени уделяется навыкам работы с компьютером, бережливому отношению к окружающей среде.Плавание на уроках 14.

В Финляндии нет сильных и слабых школ.

Все учебные заведения до единого имеют сильный квалифицированный педагогический состав, оснащены хорошими учебниками и компьютерами. Материально-техническая база всех школ одинаковая, поэтому родители отправляют детей на учебу в ту школу, которая поближе к дому.15. Чтобы привить детям любовь к чтению, в школьных библиотеках есть «читальные» собаки», которых выдрессировали на уважение и внимание к детям.