Меню
Главная - Другое - Коментарий к части 8 ст 30 закона об исполнительном производстве

Коментарий к части 8 ст 30 закона об исполнительном производстве

Статья 30 ФЗ 229: общие положения, комментарии


Бесплатная консультация юриста по телефону: Содержание Вслед за вступлением в силу судебного решения, а также актов и исполнительных листов других государственных органов и должностных лиц, наступает этап исполнения требований. В настоящей статье мы рассмотрим положения ст.

30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ, вступившего в силу в 2007 году.

Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения решений об обязанности по передаче денежных средств, имущества, совершении в чью-то пользу определенных действий, либо, напротив, о запрете конкретных видов деятельности. Статья 30 «Возбуждение исполнительного производства» федерального закона номер 229 регулирует вопросы, связанные с порядком и условиями возбуждения производства на основании исполнительных документов судебных инстанций и иных государственных органов и должностных лиц.

Судебный пристав-исполнитель может начать производство при следующих обстоятельствах:

  • Без заявления — если судом, иным госорганом либо должностным лицом исполнительный документ был направлен непосредственно в службу судебных приставов-исполнителей.
  • На основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (см. пункты 2 — 4 статьи 30 закона ФЗ-229);

Разберем первую ситуацию. Заявление о возбуждении исполнительного производства подается лично или по почте взыскателем либо его законным представителем. Последний действует на основании нотариальной доверенности или иного документа, подтверждающего соответствующие полномочия.

В заявление включают также ходатайство о совершении конкретных действий.

Например, просьбу:

  1. Ограничить действия экономического характера должника.
  2. Наложить арест на собственность должника, чтобы обеспечить исполнение требований, предусмотренных исполнительным документом об имущественных взысканиях;

Заявление может быть подкреплено известными взыскателю сведениями о должнике. Приложением служат документы об имущественном положении человека, персональных данных и другой имеющей значение для полного и своевременного исполнения требований информацией. Пристав-исполнитель, в чьем производстве находятся исполнительные документы о взыскании с лица задолженности, обязан применить все предусмотренные законом меры по отысканию имущества или средств, которые могут быть изъяты.

Если они не дали результата, исполнительное производство закрывается приставом на основании акта об отсутствии у должника имущества и средств, которые могут быть взысканы. Если производство по:

  1. листам, содержащим требования о взыскании периодический платежей,
  2. или актам различных органов и должностных лиц
  3. судебным приказам и актам
  4. исполнительным листам, выдаваемым на основании судебных актов (исключая арбитражные суды),

прежде оканчивалось по указанной причине, заявление о возобновлении производства может быть подано не ранее, чем спустя 2 месяца после его прекращения. Если же появляется достоверная информация об изменении финансового положения должника, заявления может быть подано раньше.

Подаются заявление и сопутствующие документы в подразделение судебных приставов по месту исполнения. Дело передается приставу в трехдневный срок с момента поступления заявки. Взыскатель также может направить их в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов на имя главного судебного пристава региона.

Оттуда документы будут перенаправлены в пятидневный срок в соответствующее подразделение. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, отправляется в тот же день. Пункт 5 статьи 30 закона ФЗ-229.

Исполнительное производство возбуждается без получения заявления от взыскателя в следующих ситуациях:

  1. В процессе принудительного исполнения требований судебный пристав вынес постановление о взыскании расходов и исполнительских сборов.
  2. В процессе принудительного исполнения требований судебным приставом было вынесено постановление о расчете и взыскании задолженности по уплате алиментов в связи с прекращением алиментных обязательств по следующим основаниям:
    • Ребенок дееспособен и достиг 18-летнего возраста;
    • Был усыновлен (удочерен);
    • Лицо (совершеннолетний ребенок или супруг) восстановлено в трудоспособности и не нуждается в получении алиментов;
    • Бывшая супруга (либо супруг), получавшая алименты по нетрудоспособности, вступила в новый брак;
    • Получатель либо плательщик скончался. (Основания для прекращения алиментных обязательств предусмотрены абзацем 2 п. 2 ст. 120 ).
  3. Получатель либо плательщик скончался.

    (Основания для прекращения алиментных обязательств предусмотрены абзацем 2 п. 2 ст. 120 ).

  4. Был усыновлен (удочерен);
  5. Бывшая супруга (либо супруг), получавшая алименты по нетрудоспособности, вступила в новый брак;
  6. Суд, иной орган или должностное лицо направило исполнительный документ напрямую в службу судебных приставов;
  7. Ребенок дееспособен и достиг 18-летнего возраста;
  8. Лицо (совершеннолетний ребенок или супруг) восстановлено в трудоспособности и не нуждается в получении алиментов;

Заявление и исполнительный документ с требованием о возвращении ребенка, который был незаконно перевезен или удерживается в России, а также запрос о розыске ребенка должны быть направлены приставу-исполнителю в течение суток после поступления (пункт 7.1 статьи 30). Запросы о розыске ребенка направляются центральным органом, уполномоченным в сфере исполнения обязательств по международным соглашениям России, в подразделение ФССП по последнему месту жительства или пребывания лица, у которого может находиться ребенок, местонахождению недвижимости этого человека и др.

(пункт 5.1 ст. 30 закона 229-ФЗ). При поступлении заявления и исполнительного документа в распоряжение пристава, тот должен в трехдневный срок принять решение о возбуждении производства, либо об отказе (пункт 8-ой статьи 30).

При поступлении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, дело без промедления передается уполномоченному в рамках соответствующей территории приставу. На принятие решения о возбуждении производства либо отказе в его возбуждении отводятся сутки (пункт 10 статьи 30).

Если дело было принято к производству, но в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество или ограничении действий должника отказано, пристав прописывает комментарий о мотивах отказа в постановлении о возбуждении производства (пункт 9 статьи 30 закона ФЗ 229). Если в отношении должника впервые поступает заявление и исполнительный документ, закон предусматривает обязанность пристава указать в постановлении о возбуждении производства срок для добровольного исполнения требований и предупредить должника о том, что по истечении предоставленной отсрочки служба приступит к принудительному исполнению. Стандартный срок для добровольного исполнения, предусмотренный законом, имеет продолжительность 5 дней с момента вручения постановления должнику.

Срок для добровольного исполнения требований не устанавливается, если производство было возбуждено по исполнительным документам:

  1. По запросу о розыске несовершеннолетнего;
  2. По которым уже возбуждалось производство ранее;
  3. О принудительном выдворении из России иностранца или апатрида;
  4. Об отбывании обязательных работ;
  5. О конфискации имущества;
  6. Подлежащим немедленному исполнению;
  7. По документу, выданному судом в отношении другой страны.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства:

  1. Предупреждает того об установлении временных ограничений, предусмотренных законом, если должник в течение срока, отведенного для добровольного погашения долга, не сделал этого без уважительной на то причины.
  2. Обязывает должника представить документы о принадлежащих ему имуществе, в том числе залоговом, и денежных средствах на банковских счетах (вкладах), которые не могут быть взысканы;

Согласно п.

17 ст. 30 ФЗ об исполнительном производстве, в случае возбуждения исполнительного производства, канцелярия ФССП отправляет копию постановления судебного пристава-исполнителя не позднее, чем на следующий день после принятия решения, должнику, взыскателю и стороне, направившей в службу исполнительный документ (суду, иному органу или должностному лицу). Если в роли должника в исполнительном производстве выступает представитель государственной власти, муниципальный или государственный служащий, должностное лицо государственного учреждения или коммерческой организации, в случае неисполнения такому лицу может грозить уголовная ответственность.

Пристав-исполнитель обязан предупредить об этом должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства (пункт 18 статьи 30 закона ФЗ-229).

Комментарии и разъяснения к статье 30 Следует пояснить, что расходы, которые несут приставы в ходе своей работы, в полном объеме предстоит компенсировать должнику.

К таким расходам относят плату за перевозки, пересылки, хранение имущества, переводы, расходы на поиск должника или разыскиваемого ребенка и пр. А исполнительский сбор — это, по сути, штраф за несвоевременную уплату долга и нарушение отведенных приставом сроков. Расходы и исполнительские сборы, обозначенные до окончания основного производства, оплачиваются без возбуждения отдельного дела (пункт 15 настоящей статьи).

В противном случае возбуждается отдельное производство по вынесенным и не исполненным постановлениям о взыскании расходов и исполнительских сборов (пункт 16 статьи 30). Уголовная ответственность за злостное неисполнение судебного акта и препятствование его исполнению, согласно статье 315 , может грозить представителю гос.

власти, муниципальному или государственному служащему, должностному лицу госучреждения или коммерческой организации:

  1. Запретом на участие в определенной деятельности либо лишением права занимать определенные должности продолжительностью до 5 лет;
  2. Обязательными работами до 480 час.;
  3. Арестом длиной до полугода;
  4. Принудительными работами на период до 2-х лет;
  5. Штрафом размером до 200 тыс. рублей или в размере дохода (зарплаты) осужденного лица за последние 1,5 года максимально;
  6. Заключением на срок до 2-х лет.

Структура статьи 30 закона ФЗ 229 об исполнительном производстве представлена 18-ю пунктами.

Выше нами были рассмотрены все пункты статьи с учетом изменений, внесенных в ходе последней редакции закона, имевшей место в 2013 году. Предлагаем вам также «Об исполнительном производстве» в последней редакции для подробного ознакомления с содержанием других статей столь объемного закона. Всего их в действующей редакции 130, поэтому на нашем сайте вы можете найти множество статей (), в которых рассматриваются отдельные положения закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Д.Х. ВАЛЕЕВ. КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» (С ПОСТАТЕЙНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ).

М.,2011. 950 с. 2011

Валеев Дамир Хамитович, доктор юридических наук, профессор юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. Тема научных исследований: система процессуальных гарантий прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Сфера научных интересов: гражданский процесс, арбитражный процесс, исполнительное производство, третейское производство.

Автор 4 монографий, 25 учебных пособий, более 100 статей.

Занимается юридической практикой: судья АНО «Третейский энергетический суд» (г.

Казань), посредник гильдии посредников при ТПП Республики Татарстан, член межведомственной рабочей группы при Министерстве юстиции Российской Федерации по подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ, эксперт Комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Читает курс «Гражданский процесс», а также спецкурс «Исполнительное производство». | РОССИЙСКАЯ федерация ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (в ред.

Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.09.2009 N 225-ФЗ, от 27.09.2009 N 226-ФЗ, от 17.12.2009 N 325-ФЗ, от 27.07.2010 N213-ФЗ Глава 2.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Глава 3.

СРОКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Глава 4. ИЗВЕЩЕНИЯ И ВЫЗОВЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Глава 5.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Глава 6. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Глава 7.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ Глава 8. ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА Глава 9.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА НА ТОРГАХ Глава 10.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА-ОРГАНИЗАЦИИ Глава 11. ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И ИНЫЕ ДОХОДЫ ДОЛЖНИКА-ГРАЖДАНИНА Глава 12. ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА, НАЗНАЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ Глава 14.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗЫСКАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОЧЕРЕДНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВЗЫСКАТЕЛЕЙ Глава 15. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Глава 16. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Глава 17. ЗАЩИТА ПРАВ ВЗЫСКАТЕЛЯ, ДОЛЖНИКА И ДРУГИХ ЛИЦ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Глава 18.

ЗАЩИТА ПРАВ ВЗЫСКАТЕЛЯ, ДОЛЖНИКА И ДРУГИХ ЛИЦ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Глава 18. СРОКИ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Глава 19.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Статья 30.

Возбуждение исполнительного производства

[] [] Федеральный закон «», N 229-ФЗ | ст 30 1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем.

Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. 2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со настоящего Федерального закона.

Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения. 5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. 5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. 7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. 9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных и настоящего Федерального закона. 12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Утратил силу. 14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства: 1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи; 2) при последующих предъявлениях исполнительного документа; 3) по исполнительному документу о конфискации имущества; 4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ; 5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению; 6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) по запросу центрального органа о розыске ребенка; 8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства. 14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога. 14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. 17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению. FacebookTwitterВконтактеОдноклассникиGoogle+ [Закон «Об исполнительном производстве»]. [Закон «Об исполнительном производстве»].

[Закон «Об исполнительном производстве»]. [Закон «Об исполнительном производстве»].

[Закон «Об исполнительном производстве»].

[Закон «Об исполнительном производстве»]. [Закон «Об исполнительном производстве»].

Статья 30 об исполнительном производстве: изменения, комментарии

Бесплатная консультация юриста по телефону: Исполнительское производство — отдельный этап гражданского процесса.

Данное явление представляет собой комплекс процессуальных и фактических действий, направленных на принудительное осуществление положений, согласованных в договорной документации. Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве», порядок возбуждения такового приводится в статье 30 настоящего Федерального закона. Содержание Согласно положению рассматриваемой статьи, судебный исполняющий пристав уполномочен возбудить исполнительское производство при наличии соответствующего заявления от взыскивающей стороны (часть 1).

Без соответствующей документации исполнительное производство не может быть возбуждено. Заявление скрепляется личной подписью самого взыскателя или его уполномоченного представителя (часть 2). В случае, если интересы взыскивающей стороны защищает представитель, к заявлению прилагается документация, подтверждающая его личность и представительские полномочия.

Частное лицо или организация, в пользу которой налагается исполнительное производство, может требовать ареста имущества задолжника и других ограничительных действий, предусмотренных действительным законом. В полномочия взыскателя входит предоставление в заявлении личных данных задолжника и любых других данных, способствующих своевременному и планомерному исполнению документальных предписаний. Федеральным законом

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

от 28.12.2013 N 441-ФЗ настоящая статья дополнена пунктом 2.1.

Текст данного пункта гласит о том, что в случае отсутствие у должника имущества, которое могло бы окупить его задолжность, судебные приставы уполномочены выяснить истинность этого заявления.

Если поиски имущества у гражданина, против которого возбуждено исполнительское производство, не увенчались успехом, взыскивающая сторона имеет право подать повторное заявление на осуществление исполнительного производства. Данное заявление может быть подано не ранее полугода по завершению предыдущего. Согласно части 3 рассматриваемой статьи, вся документация, направленная на возбуждение исполнительного производства должна быть подана по месту принятия будущих мер по принудительному исполнению.

Если заявитель не знает в какой именно уполномоченный орган ему обращаться, он может предоставить своё заявление главному судебному приставу города или иного субъекта РФ по месту своего проживания (положение из текста части 4 в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ).

Заявление должно быть передано исполнителю не позднее чем через 3 дня после его передачи в Федеральные органы.
Исполняющий пристав уполномочен возбуждать ИП без соответствующего заявления:

  1. Если документацию на исполнительное производство направляет суд (пункты 5 и 6).
  2. При взыскании исполнительских издержек;

Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ введена дополняющая часть 5.1.

Актуальный текст этого пункта утверждает нормативы, применяемые при поиске ребёнка в целях свершения обязательств по международному договору Российской Федерации.

Запрос о поиске несовершеннолетнего направляется в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей по адресу возможного пребывания гражданина, с которым может пребывать искомый ребёнок. Заявление о поиске незаконно транспортированного на территорию Российской Федерации несовершеннолетнего передаётся исполнительному приставу не позднее чем через сутки после направления в указанную службу (пункт 7.1).
Заявление о поиске незаконно транспортированного на территорию Российской Федерации несовершеннолетнего передаётся исполнительному приставу не позднее чем через сутки после направления в указанную службу (пункт 7.1).

Судебный пристав обязан в течении трёхдневного срока вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе(пункт 8).

Текст пункта 9 рассматриваемой статьи 30 действительного Федерального закона регламентирует действия пристава при отказе. При отказе в исполнении ходатайства заявителя пристав обязан подробно разъяснить причины своего решения. В случае положительного решения об исполнении, дело передаётся приставу-исполнителю, уполномоченному на действия в пределах указанной в документе территории (часть 10).

Если заявление об исполнительном производстве, направленное против определённого должника, поступило к судебным приставам в первый раз, этому гражданину предоставляется возможность добровольно выполнить свои обязательства с вынесением предупреждения о последующих принудительных мерах (пункт 11). Срок исполнения долговых обязательств на добровольной основе не устанавливается в случаях:

  1. Конфискации имущества;
  2. Розыска ребёнка;
  3. Постановлении об исполнении исправительных работ;
  4. Выдворения иностранного гражданина из РФ;
  5. Исполнительных документов, имеющих отношение к иностранным гражданам.
  6. Дальнейших поступлений исполнительской документации;

Комментарий по статьям Федерального закона ФЗ-229 был предоставлен руководителем Управления ФССП России по Саратовской области, Орловым Валерием Анатольевичем под редакцией доктора юридических наук Исаенковой О.В.

В данном постатейном комментарии подробно рассматривается каждая статья действительного нормативного акта об исполнительном производстве.

Комментируя статью 30 действительного закона, В.А. Орлов утверждает, что возбуждение исполнительного производства представляет собой самостоятельный этап исполнительского производства.

Рецензент сравнивает право взыскивающей стороны ходатайствовать об аресте имущества задолжника с иском в арбитражном и гражданском суде. В.А. Орлов приходит к выводу, что подобные меры соответствуют принципам работы судебных и исполнительных приставов. Подобная работа по комментированию настоящего федерального закона об исполнительном производстве была предоставлена рецензентами Винниченко Н.А.

и Смирновым А.Ф. В научно-практическом комментарии подробно рассматриваются положения ФЗ-229. В комментарии к статье 30 рецензенты приводят подробное описание каждого пункта исследуемой статьи с пояснениями. Для подробного ознакомления с нормативами действительного Федерального закона «Об исполнительном производстве» ФЗ-229, в частности статьи 30 или , необходимо ознакомиться с его актуальным текстом.

Текст 229-ФЗ с последними поправками можно скачать Бесплатная консультация юриста по телефону:

Энциклопедия судебной практики. Возбуждение исполнительного производства (Ст.

30 Закона «Об исполнительном производстве»)

Энциклопедия судебной практикиВозбуждение исполнительного производства( Закона «Об исполнительном производстве») 1. Пристав не вправе удовлетворить ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из РФ одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа В Определениях и Конституционный Суд выявил смысл положений и Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно оспоренным положениям судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

Как отметил Конституционный Суд, такое регулирование не предполагает удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Как отметил Конституционный Суд, такое регулирование не предполагает удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Соответственно, оспариваемые заявителем положения и Федерального закона «Об исполнительном производстве», находящиеся в неразрывной взаимосвязи как между собой, так и с иными положениями данного Федерального закона, не предполагают удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в вынесенном постановлении о возбуждении исполнительного производства срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Судебный пристав-исполнитель вправе выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации только в случае неисполнения должником требования, содержащегося в исполнительном документе, в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В случае, если данное условие не соблюдено, содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации не подлежит удовлетворению судебным приставом-исполнителем.

Иное приводило бы к несоразмерному ограничению прав должника, в том числе предусмотренного статьей 27 () Конституции Российской Федерации права свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель не вправе удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбуждённом в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения исполнительного документа (, Закона об исполнительном производстве). 2. Не подлежит прекращению взыскание исполнительского сбора в связи с заключением взыскателем и должником мирового соглашения после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа Оценив представленные сторонами доказательства с позиций Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь , , Закона об исполнительном производстве, а также Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77

«Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»

, разъясняющим, что в случае прекращения исполнительного производства в связи с заключением взыскателем и должником мирового соглашения после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не прекращается, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя требованиям законодательства.

3. В случае окончания исполнительного производства по требованию взыскателя исполнение обязанности по уплате исполнительского сбора не прекращается Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2009 г. N Ф04-6736/2009 Поскольку МУП обратилось с заявлением о возвращении исполнительного листа после истечения срока, установленного обществу для добровольного исполнения исполнительного документа, то окончание исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа без его полного исполнения по требованию взыскателя не освобождает должника от ответственности в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем срок. 4. Течение срока на добровольное исполнение начинается на следующий день после дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства Закона об исполнительном производстве связывает начало течения срока для добровольного исполнения с событием — получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, течение срока на добровольное исполнение начинается на следующий день после дня наступления указанного события (дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства). Течение срока на добровольное исполнение начинается на следующий день после дня наступления указанного события (дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства).

Закона об исполнительном производстве связывает начало течения срока для добровольного исполнения с определенным событием — получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

5. Исполнительное производство на основании определения о наложении ареста возбуждается по заявлению временного управляющего При выдаче исполнительного листа на основании определения о наложении ареста в соответствии с Закона о банкротстве в графе, посвященной взыскателю, указывается, что права взыскателя осуществляются временным управляющим по делу о банкротстве должника. Возвращение исполнительного листа в данном случае по мотиву отсутствия в нем сведений о взыскателе следует рассматривать как незаконные действия судебного пристава-исполнителя, нарушающие требования и Закона об исполнительном производстве.

В таком случае исполнительное производство возбуждается по заявлению временного управляющего. 6. Указание на норму права, регулирующую не только срок добровольного исполнения, а всю процедуру возбуждения исполнительного производства, не может свидетельствовать об установлении данного срока Поскольку Законом об исполнительном производстве предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя по установлению срока для добровольного исполнения требований, то указание на норму права, регулирующую не только срок добровольного исполнения, а в целом — всю процедуру возбуждения исполнительного производства, не может свидетельствовать об установлении данного срока, от истечения которого зависит последующее принятие мер принудительного характера. 7. В случае сводного исполнительного производства сроки исполнительного производства необходимо применять в отношении каждого конкретного исполнительного листа В случае сводного исполнительного производства сроки исполнительного производства необходимо применять в отношении каждого конкретного исполнительного листа с учетом положений части 8 статьи 30 и части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Президиума от 12.02.2013 года N 12781/12, в случае сводного исполнительного производства сроки исполнительного производства необходимо применять в отношении каждого конкретного исполнительного листа с учетом положений и Закона N 229-ФЗ.

По общему правилу, в силу , Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

При этом в случае сводного исполнительного производства сроки исполнительного производства необходимо применять в отношении каждого конкретного исполнительного листа с учетом положений и Закона об исполнительном производстве.

8. Установление однодневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа само по себе не свидетельствует о незаконности действий судебного пристава Из содержания Закона об исполнительном производстве следует, что за исключением случаев, предусмотренных законом, судебный пристав самостоятельно определяет продолжительность срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в пределах от одного до пяти дней.

Следовательно, с учетом закрепленной в Закона о судебных приставах обязанности по своевременному исполнению исполнительных документов, установление однодневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (постановления) судебного пристава. Вместе с тем по смыслу , и Закона об исполнительном производстве определение судебным приставом срока на добровольное исполнение не должно быть произвольным.

Устанавливая такой срок, судебный пристав обязан руководствоваться принципом разумности, предполагающим необходимость учета наличия у должника реальной возможности добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Таким образом, установление судебным приставом минимального (в данном случае — однодневного) срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа само по себе не противоречит закону. Однако в случае, если суд при разрешении спора достоверно установит обстоятельства, подтверждающие невозможность исполнения должником исполнительного документа за один день, то соответствующее постановление (в части продолжительности срока для добровольного исполнения) не может быть признано правомерным.

Судебный пристав самостоятельно определяет продолжительность срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в пределах от одного до пяти дней.

Поэтому установление однодневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (постановлений) судебного пристава. Вместе с тем определение судебным приставом срока на добровольное исполнение не должно быть произвольным.

Поскольку Закона об исполнительном производстве не устанавливает минимального срока, который может быть установлен судебным приставом для добровольного исполнения исполнительного документа, суды правильно пришли к выводу о том, что указание в постановлении на немедленное исполнение не свидетельствует о нарушении норм права. 9. Направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством факсимильной связи при наличии соответствующих возражений со стороны должника не может быть признано надлежащим Направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством факсимильной связи при наличии соответствующих возражений со стороны должника не может быть признано соответствующим порядку направления постановления о возбуждении исполнительного производства, определенному Закона об исполнительном производстве. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава не должно быть сомнений относительно уведомления должника о возбуждении исполнительного производства и установленного для добровольного исполнения исполнительного документа срока.

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что представленные судебным приставом-исполнителем выписка из книги учета исходящей корреспонденции, отчет об отправке документации при помощи факсимильной связи и телефонограмма не свидетельствуют с достоверностью о получении Обществом текстов оспариваемых постановлений и не позволяют однозначно установить факт их отправки должнику. Кроме того, возможность отправки указанных постановлений факсом Закона не предусмотрена.

10. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство о взыскании с должника той денежной суммы, которая указана в исполнительном документе независимо от того, погашена ли она в какой-либо части на момент возбуждения исполнительного производства Опровергая позицию заявителя, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что из положений Федерального закона N 229-ФЗ следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа ( указанного Закона), следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительно производство о взыскании с должника той денежной суммы, которая указана в исполнительном документе независимо от того, погашена ли она в какой-либо части на момент возбуждения исполнительного производства. В дальнейшем добровольное погашение должником части долга учитывается при принудительном исполнении исполнительного документа.

11. Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменён по усмотрению судебного пристава-исполнителя В соответствии с и Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В указанный срок не включаются нерабочие дни ( Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменён по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных в том числе , названного Закона. 12. В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается, однако можно наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается.

Между тем, в указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например, наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом.

13. Наличие графика платежей в постановлении о возбуждении исполнительного производства не предусмотрено Законом об исполнительном производстве Судами обоснованно указано, что наличие графика платежей в постановлении о возбуждении исполнительного производства не предусмотрено об исполнительном производстве. Оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве.

Наличие или отсутствие графика платежей в постановлении о возбуждении исполнительного производства само по себе не нарушает права заявителя, доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено. 14. Определяющим фактором при разрешении вопроса о месте возбуждения исполнительного производства является информированность взыскателя о фактическом местоположении организации-должника, ее имущества, с учетом возможности реального исполнения судебного акта по месту предъявления взыскателем исполнительного листа В Закона об исполнительном производстве предусмотрена вариативность в выборе мест, где исполнительное производство может быть возбуждено. Вместе с тем определяющим фактором при разрешении вопроса о месте возбуждении исполнительного производства является информированность взыскателя о фактическом местоположении организации-должника, ее имущества, с учетом возможности реального исполнения судебного акта по месту предъявления взыскателем исполнительного листа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства правомерен при осведомленности заявителя о том, в каком отделе судебных приставов исполнительное производство подлежит возбуждению.

Возложение на судебного пристава обязательства по возбуждению исполнительного производства по юридическому адресу должника без реальной возможности исполнения влечет неоправданную задержку исполнения судебного акта не по вине судебного пристава.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. В «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г.

N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам. Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.

См. Энциклопедии судебной практики См.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д.

И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В.