Меню
Главная - Другое - Как внести в рнп по 44 фз

Как внести в рнп по 44 фз

Как внести в рнп по 44 фз

Компания попала в РНП, что дальше?

  1. Опубликовал:
  2. 31.03.2021

Содержание Участник торгов, предоставивший недостоверную информацию или совершивший иные поступки, противоречащие законодательству, рискует попасть в реестр неблагонадежных поставщиков. К чему это приводит? Что делать дальше?

Означает ли это, что возможность для участия в торгах утеряна навсегда? В ЕИС создан специальный раздел, посвященный тем, кто признан недобросовестным исполнителем.

Попасть в него можно, если:

  1. Уклониться от заключения контракта после присуждения победы на торгах.
  2. Предоставить в заявке недостоверную организацию о себе или своем товаре.
  3. Получить уведомление суда о том, что контракт расторгается покупателем в одностороннем порядке. Чаще всего подобные решения становятся следствием грубого нарушения каких-либо положений аукциона.

Если участник включен в РНП, в течение двух лет он не имеет права подавать заявки на участие в торгах, если речь идет о поставках товаров или услуг государственным структурам.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 ФЗ -44 заказчику дается право потребовать, чтобы ни непосредственно организация-участник, ни ее руководители, ни учредители не значились в РНП.

И, как показывает практика, покупатели и заказчики этим правом активно пользуются.

Никто не хочет доверять тому, кто уже один раз проштрафился и попал в РНП. Важно: реестр недобросовестных поставщиков ведется не только в отношении торгов по ФЗ-44.

Это же касается и тендеров, проводимых в соответствии с ФЗ-223.

При этом заказчик имеет право потребовать, чтобы у потенциального исполнителя по ФЗ-223 не было проблем с законом и по ФЗ-44. На пути недобросовестного исполнителя устанавливается двойная преграда.

Важно: даже заказчики в коммерческих торгах имеют право потребовать от исполнителей, чтобы они не числились в РНП. С каждым годом торгов и аукционов, в которых не проверяется информация о включении в РНП, становится все меньше.

Это нужно учитывать тем, кто не слишком уважает правила и считает возможным их нарушение. В то же время на практике частенько используются полулегальные схемы участия в торгах, при которых даже «завсегдатаи» РНП становятся «победителями» аукционов. Чтобы получить бесплатную консультацию о защите от РНП заполните форму обратной связи или просто позвоните по номеру: 8(800) 201-12-78 В течение двух лет подряд после попадания в РНП, организация или ИП, не сможет участвовать в проводимых торгах по закону 44 ФЗ и 223 ФЗ.

В реестр недобросовестных поставщиков включается: наименование компании, сведения о ее руководителе, коллегиальных органах и учредителях. Предприятие с которыми связано лицо внесенное в РНП (через директора или учредителя) также не сможет принимать участие в тендере и проводимых торгах.

Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , 1. Заказчик передает сведения в ФАС Направить информацию о недобросовестности — обязанность заказчика, а не его право.

Если он этого не сделает в течение трех рабочих дней, ему грозит административная ответственность. 2. ФАС рассматривает дело и выносит решение Получив жалобу от заказчика, контролеры из ФАС за 10 дней проверяют добросовестность поставщика.

Вы можете участвовать в рассмотрении дела и отстаивать свою добросовестность. Как готовиться к рассмотрению:

  1. Подготовьте документы, подтверждающие намерение исполнить обязательства. Например, банковскую гарантию или платежку о переводе банку обеспечения контракта, обращение к ЭТП с указанием технических неисправностей, скрины и документы, свидетельствующие о сбоях в работе компьютеров или сетей.
  2. Заранее оформите возражение на жалобу заказчика, где перечислите факты, которые доказывают, что вы не успели подписать ненамеренно. Если у вас есть желание исполнять контракт, вам нужно показать комиссии ФАС, которая рассматривает дело, что вы сделали все возможное, чтобы своевременно его подписать.

Комиссия будет решать, уважительная у вас причина или нет.

Правда, сложилась неоднозначная правоприменительная практика по вопросу, какие причины «уклонения» считать уважительными. Все зависит от мнения членов комиссии и сложившейся в регионе практики.

Доходит до того, что в результате двух заседаний ФАС выносит разные решения по идентичным контрактам в совместной закупке.

Вот причины, из-за которых победитель не смог заключить контракт и которые в разных регионах признавали уважительными или нет: Уважительная причина Неуважительная причина Уведомление о получении контракта попало в спам Госпитализация победителя Сломался компьютер, с помощью которого планировали подписать контракт.

Смена директора Технический сбой в работе ЭТП Отсутствие интернета Если вас заблаговременно не известили о месте и времени рассмотрения дела, рассматривать дело не имеют права, заседание должны перенести.

Если вас известили, но вы не пришли, дело рассмотрят без вас. Если ФАС решит, что нет оснований включать в РНП, вы сможете заключить контракт. А если нет, то в течение трех рабочих дней передаст сведения в реестр. Это решение можно оспорить в арбитражном суде. 3. Обжалование решения Антимонопольной службой удовлетворяется далеко не каждое требование заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков.
3. Обжалование решения Антимонопольной службой удовлетворяется далеко не каждое требование заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков.

Защитить компанию и избежать попадания в РНП можно несколькими способами:

  1. Представить в ФАС доказательства о нарушении заказчиком процедуры по включению в РНП
  1. Доказать комиссии антимонопольной службы, что отсутствует вина исполнителя (подрядчика, поставщика) в ненадлежащем исполнении контракта или его несвоевременном заключении
  1. Найти нарушения закона 44 ФЗ, допущенные Заказчиком при составлении тендерной документации
  1. Убедить комиссию антимонопольного органа, в отсутствии существенных нарушений договора, которые позволяют Заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Если все-таки ваша компания оказалась в данном реестре по решению УФАС, существует возможность обжалования решения антимонопольного органа в суде, которым обязательно надо воспользоваться. Так как в случае удовлетворения таких требований, как и на стадии отказа внесения в реестр УФАС, возможно вернуть представленное обеспечение, которое нередко представляет собой значительные суммы. Ключевым моментом является и то, что у участника закупки, в отношении которого антимонопольный орган принял решение об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков, появляется возможность вернуть предоставленное заказчику обеспечение.

По общему правилу, победителю торгов, признанному уклонившимся от заключения контракта, обеспечение не возвращается.

Для возврата денежных средств необходимо отправить заказчику претензию с требованием о возврате, в случае получения отказа, обращаться в суд за их взысканием.

В таком споре очень важно доказать отсутствие намерения у участника закупки не совершать сделку.

Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков?

Все просто. Туда можно пи не попасть, если обратитесь специалистам СтарТендер за профессиональной помощью в срок! В качестве вывода добавим, что на каждом этапе, любая из сторон должна активно и своевременно отстаивать свою позицию, обосновывая ее соответствующими доказательствами, представлять контраргументы оппонентам, защищая себя всеми доступными средствами. Если для включения в РНП применили формальные основания (например, не смогли вовремя перечислить обеспечение, так как банк не работал четыре дня подряд из-за праздников), у поставщика есть хороший шанс добиться в суде исключения из РНП.

Судебная практика в этом вопросе на стороне поставщиков.

Если поставщик все-таки попал в РНП и не смог обжаловать это в суде, придется ждать два года до исключения из реестра.

Обратите внимание, что в РНП передают наименование, адрес, ИНН организации, а также ИНН и ФИО директора и всех учредителей. Поэтому создать новую компания для участия в госзакупках можно только с новым учредителем. Чтобы получить бесплатную консультацию о защите от РНП заполните форму обратной связи или просто позвоните по номеру: 8(800) 201-12-78 Причины, по которым победитель закупки без злого умысла пропускает срок подписания контракта, могут быть самые разные.

Например, заболел специалист тендерного отдела, который вел закупку, или забыли продлить срок действия сертификата электронной подписи.

Если вы уже пропустили срок, когда можно подписать протокол разногласий, то действуйте по этому алгоритму:

  • Попросите его заново открыть контракт для подписания. Он может перевесить контракт на ЭТП, сославшись на изменение в адресном блоке или из-за другой мелкой ошибки или уточнения.
  • После этого у вас появится возможность подписать контракт.
  • Свяжитесь с заказчиком, напишите письмо о согласии подписать контракт.
  • Если заказчик готов заключать с вами контракт, то может сделать от своего имени протокол разногласий и заново вывесить проект контракта.

Важно очень внимательно соблюдать требования к условиям банковской гарантии и перечислению денег на счет заказчика. Несоответствие этим требованиям — формальный повод включить вас в «черный список».

Ситуации могут быть разные:

  • Вы снизили НМЦ на 25%, не предоставили документ о добросовестности и перечислили обычное обеспечение (а нужно больше в полтора раза в рамках антидемпинговых мер).
  • Вы сами ошиблись или банк допустил неточность в гарантии: срок меньше положенного, ошибка в сумме (сумма гарантии может быть больше назначенной, но меньше — нет) и т.д.
  • Наконец, просто не успели вовремя оформить.

Чтобы не оказаться в этой ситуации:

  1. заранее рассчитывайте в банке лимит гарантии,
  2. не забывайте про 1,5 обеспечение в закупках, где это требуется.
  3. согласовывайте с заказчиков проект гарантии,

Если не хватает нескольких дней, попробуйте продлить срок подписания протоколом разногласия или попросите заказчика заново вывесить контракт на ЭТП. Если совсем не успеваете, есть шанс избежать попадания в РНП, если докажете, что предпринимали попытки получить гарантию. Для этого подойдет переписка с банками или брокерами.

Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , Если вы нарушаете условия контракта, заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по суду (например, из-за нарушения сроков работ). Если включение в РНП происходит на основе судебного решения, ФАС не рассматривает причины расторжения контракта и не проверяет выводы судей. Максимум через десять рабочих дней поставщик окажется в РНП.

Если вы не согласны, что просрочка или другое нарушение произошли из-за вас, защищайте свои права в следующей инстанции. Сохраняйте и используйте все письма и документы, которые доказывают, что вы нарушали условия не по своей вине.

Также есть неочевидная ситуация, когда появляется риск попасть в РНП.

Заказчик предлагает вам расторгнуть контракт не по обоюдному согласию, а по инициативе с его стороны. Не соглашайтесь на это, так как формально в этом случае заказчик даже без решения суда отправит сведения о вас ФАС. Некоторые «эксперты» от торгов заявляют, что от включения в РНП можно еще и неплохую прибыль получать.

Так ли это на самом деле? Нет.

Можно пытаться продать себя подороже, заявляя, что даже РНП — не помеха, но на практике такие заявления не имеют смысла. Если говорить о практической стороне дела, то завсегдатаев РНП могут даже приглашать покупатели к участию в торгах.

Но это делается не потому, что им хотят отдать лот на исполнение, а для того, чтобы торги не были признаны недействительными из-за малочисленности участников.

Что-то на этом можно получать, но не слишком много.

В любом случае заявка данного участника подлежит отклонению. Более распространена схема «Таран», применяемая в электронных торгах. Но она достаточно сложна из-за того, что требуется сговор, как минимум, трех участников. В большинстве случаев задействуется еще и покупатель, желающий отдать победу «нужному» кандидату.
В большинстве случаев задействуется еще и покупатель, желающий отдать победу «нужному» кандидату.

Схема выглядит так:

  1. Участник, которому будет отдана победа, делает первый шаг, снизив первоначальную цену на 0,5% или 1% от НМЦК. На этом его участие в торгах практически заканчивается.
  2. Далее в дело вступают «поставщики» из РНП. Можно подключить и тех, кто подал вторую часть заявки не по форме, не приложил все свидетельства или справки. Они быстро начинают снижать цену ниже любого разумного предела. Их задача – не допустить участия в торгах кого-либо еще.
  3. Торги останавливаются. Так как ни одного из этих двоих признать победителем нельзя, им становится тот, кто сделал самый первый шаг. Важно при этом, чтобы его заявка соответствовала всем требованиям, выдвинутым заказчиком изначально.

Естественно, нарушители из РНП в данном «мероприятии» участвуют не бесплатно, а за определенное вознаграждение. Нельзя сказать, что эта схема является чем-то новым.

Ее уже изучили и пытаются поставить ей заслон на законодательном уровне.

В ч. 27 ст. 44 ФЗ-44 введен пункт, согласно которому, если вторая часть заявки одного и того же исполнителя в течение одного квартала была дважды отклонена, то обеспечение, поступившее по последней заявке, становится собственностью покупателя.

Важно: торги должны проводиться на одной и той же ЭТП. Но, тем не менее, схема не потеряла своей привлекательности и еще используется мошенниками.

На площадке Росэлторг решили своими силами бороться с подобными «участниками торгов».

Как только кто-то начинает слишком активно снижать цену, рядом с его номером загорается специальный знак, предназначенный для всех остальных. Но важно понимать, что остальные видят, что стали участниками схемы «Таран», но изменить ничего не могут. Им остается только наблюдать со стороны за происходящим.

Вывод: при желании можно «участвовать» в торгах, даже находясь в РНП.

Но назвать такую «работу» полноценной сложно.

Скорее, это — «помощь» кому-то третьему за определенное вознаграждение.

И есть предположение, что с 01.07.2018 года использование подобных схем не будет иметь никакого смысла. Есть основания предполагать, что, начиная с 01.07.2018 года, заявки от участников, включенных в реестр, не будут приниматься к рассмотрению даже для участия в торгах, проводимых в электронном формате.

В п. 5 ч. 11 ст. 66 ФЗ-44 появилось дополнение, в соответствии с которым оператору ЭТП дается ровно один час на то, чтобы вернуть заявку ее подателю, если будет установлено, что он значится в РНП. Это касается не только организации или предприятия в целом, но и руководства, учредителей или участников общества, коллегиального органа управления.

При этом заказчик в документации к торгам должен установить соответствующее требование по ч. 1.1 ст. 31 ФЗ-44. Начиная с этого момента, уже не удастся привлекать недобросовестных поставщиков к нечестной игре, не получится с их помощью обеспечивать победу «нужному» участнику.

А соответственно, те, кто значится в РНП, лишатся возможности на этом «зарабатывать». Честная игра станет действительно честной! Поставщик вправе оспорить решение ФАС России о включении в реестр в судебном порядке (ч.

11 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

; далее – Закон № 44-ФЗ). Для этого ему необходимо подать в арбитражный суд заявление:

  1. о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении в реестр;
  1. об обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из реестра.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает специального срока для обжалования решения антимонопольного органа.

Поэтому необходимо руководствоваться общим сроком, который установлен для оспаривания ненормативного правового акта. Он составляет три месяца со дня, когда победителю закупки стало известно о том, что его включили в реестр.

Если заявитель пропустил срок, то он может ходатайствовать перед судом о его восстановлении при наличии уважительных причин (ч.

4 ст. 198 АПК РФ). Если их нет, то в иске будет отказано.

Пример из практики: суд не признал незначительный пропуск срока уважительной причиной для его восстановления Государственное учреждение «У.» (далее – учреждение) провело электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по таксации лесов.

ООО «В.» было признано победителем.

В качестве обеспечения исполнения контракта оно представило учреждению банковскую гарантию, выданную ОАО «Н.». В ответ на запрос учреждения указанный гарант сообщил, что не выдавало банковской гарантии ООО «В.».

Учреждение признало победителя уклонившимся от заключения контракта и заключило контракт с подателем заявки, которой был присвоен второй номер. Одновременно учреждение обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении ООО «В.» в реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращения антимонопольный орган принял решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «В.» обратилось в суд.

При этом исковое заявление туда поступило 25 августа 2014 года, а срок на обжалование истек 8 июля 2014 года.

Победитель сослался на то, что просрочка была незначительной. Суд отказал в удовлетворении заявления.

Он отметил, что закон не предусматривает возможность восстановления пропущенного срока на том основании, что он нарушен незначительно (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г. № 13АП-2095/2015 по делу № А21-7345/2014).

В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика. Важно указать, какие нормы Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062; далее – Правила № 1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в реестр.

№ 1062; далее – Правила № 1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в реестр. Это может быть неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, неучет при вынесении решения тех или иных обстоятельств. Совет: Одновременно с заявлением иска об отмене решения антимонопольного органа стоит заявить ходатайство о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения.

Правда, это имеет смысл сделать, если решение еще не исполнено, то есть истец пока не включен в реестр. Исполненное решение приостановить нельзя (постановления ФАС Дальневосточного округа от 6 марта 2012 г.

№ Ф03-321/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2015 г. № Ф06-23670/270). В качестве обоснования ходатайства нужно указать, что непринятие испрашиваемой меры приведет к ограничению прав заявителя на осуществление основного вида хозяйственной деятельности.

Ведь, находясь в реестре, он будет не вправе участвовать в новых закупках, что может повлечь причинение ему ущерба.

Помимо этого также необходимо указать на умаление его деловой репутации перед потенциальными клиентами. Ведь они, полагаясь на достоверность публичных данных реестра, будут учитывать наличие информации о поставщике при принятии решения о возможном сотрудничестве.

Если основанием для включения в реестр послужил отказ заказчика от контракта и поставщик его оспорил, то к ходатайству о принятии обеспечительной меры нужно приложить определение суда о принятии иска к рассмотрению.

Это серьезный аргумент для удовлетворения ходатайства, поскольку включение в реестр – это санкция за недобросовестность поставщика.

Если же само основание для включения в реестр оспорено, применять такую санкцию преждевременно.

Если суд откажется удовлетворить ходатайство, заявителю не следует рассчитывать на возмещение:

  1. реального ущерба (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 апреля 2013 г. № Ф03-742/2013);
  1. упущенной выгоды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2013 г. по делу № А79-10866/2011);
  1. нематериального (репутационного) вреда в связи с причинением ущерба деловой репутации (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2014 г.

    по делу № А12-31385/2012).

Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , Все действия связанные с внесением компании в РНП должны носить законных характер.

При рассмотрении информации заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков, комиссия ФАС проверят законность и обоснованность действий не только компании-нарушителя, но и самого заказчика. Если действия заказчика носят незаконный характер или в процедуре тендера были допущены нарушения/ включение в РНП можно избежать.

Если действия заказчика носят незаконный характер или в процедуре тендера были допущены нарушения/ включение в РНП можно избежать. Также, территориальный орган ФАС откажет во внесении в реестр недобросовестных поставщиков если:

  • Контракт или договор расторгнут по соглашению сторон. Инициатором такого расторжения может быть как исполнитель (подрядчик), так и заказчик. Данное правило распространяется при расторжении контрактов заключенных по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • От заключения контракта отказался участник со вторым порядковым номером. ФАС России и Минэкономразвития РФ своими письмами, освободили заказчиков от обязанности направлять сведения в реестр РНП, в отношении участника закупки который по результатам тендера занял второе место, но после отказа победителя от заключения контракта, также уклонился от его подписания
  • Договор расторгнут на основании решения Третейского суда. Для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольным органом принимаются решения исключительно арбитражного суда

Компании включенные в РНП по решению суда подлежат исключению из реестра, если судебный акт будет отменен по любым основаниям. Услуги тендерного сопровождения от профессионалов Исключим вашу компанию из реестра недобросовестных поставщиков (РНП) Срок автоматического исключения из реестра недобросовестных поставщиков составляет два года.

Для того, чтобы досрочно выйти из реестра недобросовестных поставщиков, необходимо:

  • Если решение о включении в реестр было принято на основании судебного акта следует принять меры по отмене решения суда о расторжении контракта. Законодательство допускает такую возможность даже если все способы обжалования были исчерпаны
  • Обжаловать решение о включении в РНП в судебном порядке

Наилучшим способом является активная защита в ФАС при рассмотрении заявления заказчика, а также обоснованная позиция и предоставление доказательств в суд. Чтобы получить бесплатную консультацию о защите от РНП — заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8(800) 201-12-78 Антимонопольной службой удовлетворяется далеко не каждое требование заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков.

Защитить компанию и избежать попадания в РНП можно несколькими способами:

  1. Убедить комиссию антимонопольного органа, в отсутствии существенных нарушений договора, которые позволяют Заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке
  2. Представить в ФАС доказательства о нарушении заказчиком процедуры по включению в РНП
  3. Доказать комиссии антимонопольной службы, что отсутствует вина исполнителя (подрядчика, поставщика) в ненадлежащем исполнении контракта или его несвоевременном заключении
  4. Найти нарушения закона 44 ФЗ, допущенные Заказчиком при составлении тендерной документации

Решение антимонопольного органа о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков можно оспорить.

Законом №44-ФЗ регламентирована возможность оспаривания акта ФАС о внесении информации в РНП путем обращения в суд.

Подача жалобы на решение УФАС об исключении из РНП осуществляется в Арбитражный суд по территориальной подсудности.

В рамках защиты компаний включенных в РНП компания оказывает следующие виды правовой помощи:

  1. консультирование и анализ документов по закупке, с целью установления эффективных вариантов исключения из РНП
  2. оспаривание решения УФАС путем подачи жалобы в Арбитражный суд о признании недействительным ненормативного акта
  3. подготовка документации и направление обращения в УФАС для исключения данных о предприятии из реестра недобросовестных поставщиков по итогам положительного судебного постановления

Накопленный опыт юристов нашей компании позволит в максимально короткие сроки, что позволит продолжить деятельность в сфере закупок. Победитель торгов при подписании проекта контракта должен соблюсти требования закона и уложиться в установленные сроки. Однако это не всегда получается, в том числе и по независящим от победителя обстоятельствам.

Основание для оспаривания 1. Победитель торгов действовал добросовестно Включение в реестр представляет собой санкцию за недобросовестное поведение победителя торгов. Суды при рассмотрении споров о включении в реестр опираются на выводы Конституционного суда РФ о том, что применяемые санкции должны быть соразмерными допущенным нарушениям (постановления от 30 июля 2001 г. № 13-П, от 21 ноября 2002 г. № 15-П, определения от 7 июня 2001 г.

№ 139-О, от 7 февраля 2002 г. № 16-О). Поэтому при оспаривании в суде включения в реестр необходимо доказать, что:

  1. поведение победителя торгов было добросовестным;
  1. в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона № 44-ФЗ.

Примеры обстоятельств, при которых суд решил, что поставщик не может быть признан уклонившимся от заключения контракта 1. Победитель был лишен технической возможности своевременно подписать контракт, поскольку электронная цифровая подпись не работала.

Это подтверждается письмами оператора связи. Однако победитель передал все документы заказчику на бумажных носителях вместе с объяснительным письмом (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 сентября 2011 г.

№ Ф03-4060/2011). 2. Победитель направил заказчику подписанный контракт и договор поручительства, однако по ошибке не приложил дополнительные документы. Эти документы ему пришлось отправлять почтой в связи с отсутствием технической возможности отправить их оператору электронной площадки (постановление ФАС Московского округа от 23 августа 2011 г.

по делу № А40-6025/11-147-67). 3. Победитель допустил просрочку в заключении контракта на 1 час 52 минуты (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2011 г. по делу № А27-2747/2011). 4. Победитель несвоевременно подписал документы в связи с техническим сбоем в программном обеспечении.

При этом он представил доказательства обращения в сервисный центр для устранения неполадок и уведомил заказчика о произошедшем (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 4 июля 2012 г. по делу № А38-4526/2011, от 28 февраля 2012 г. по делу № А29-3639/2011). 5. У победителя отсутствовал технический доступ в Интернет.

Контракт был подписан, как только доступ появился (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2015 г.

по делу № А40-169147/2014). 6. Победитель допустил ошибкупостановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2015 г. по делу № А33-26219/2014 при расчете суммы обеспечения по контракту.

Позже он ее исправил (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2015 г. по делу № А33-26219/2014). Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , Пример из практики: суд обязал антимонопольный орган исключить общество из реестра недобросовестных поставщиков, поскольку не усмотрел в действиях общества злонамеренного уклонения от подписания контракта ФКУ «У.» провело открытый конкурс на выполнение работ по разработке проектной документации. Победителем конкурса было признано ЗАО «С.».

ФКУ «У.» направило ему проект контракта. Однако победитель подписал контракт с опозданием на три дня, то есть по истечении установленного законом срока. Посчитав, что ЗАО «С.» уклонилось от подписания контракта, ФГУ «У.» обратилось в антимонопольный орган.

Изучив предоставленные материалы, антимонопольный орган включил сведения о победителе в реестр недобросовестных поставщиков.

ЗАО «С.» с включением в реестр не согласилось и обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что в действиях победителя отсутствуют признаки недобросовестности. ЗАО «С.» сразу после опубликования протокола рассмотрения заявок приступило к получению банковской гарантии.

Первый банк в выдаче гарантии отказал. ЗАО «С.» обратилось во второй банк. Однако, предполагая отказ, оно направило запрос и в третий банк.

В день получения банковской гарантии от третьего банка проект контракта был подписан и направлен ФГУ «У.».

Помимо этого ЗАО «С.» путем телефонных переговоров поддерживало связь с уполномоченным представителем ФГУ «У.», уведомляло о своих действиях, в том числе и о ходе получения банковской гарантии.

Все это позволило суду прийти к выводу, что в действиях победителя не было недобросовестности и злонамеренного уклонения от подписания контракта (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июля 2015 г. № Ф02-3167/2015 по делу № А19-14294/2014,оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 22 сентября 2015 г. № 302-КГ15-11139). Совет: Если победитель не может по уважительным причинам подписать контракт в установленные сроки, он должен держать заказчика в курсе проблем, с которыми столкнулся.

Ему необходимо незамедлительно сообщать обо всех действиях, которые предпринимает победитель, и о результатах, которые получает, использовать альтернативные средства связи, если предусмотренные законом не доступны (не работают). При этом поставщику нужно фиксировать свои обращения к заказчику (опись вложения отправления с почтовой квитанцией, уведомление о вручении, расписка в получении тех или иных документов, доказательства отправки корреспонденции по электронной почте или по факсу и др.). Только так в случае, если дело дойдет до оспаривания решения о включении в реестр, победитель торгов сможет доказать свою добросовестность и стремление к заключению контракта.

Основание для оспаривания 2. Контракт не заключен по вине заказчика Если контракт не заключен по вине заказчика, то сведения о победителе торгов не подлежат включению в реестр.

Примеры обстоятельств, при которых суд решил, что контракт не заключен по вине заказчика 1.

Заказчик направил участнику скан-копию проекта договора на поставку до того, как определил победителя запроса котировок. Отсчет срока подписания контракта вел именно с момента отправки. Суд указал, что при таких обстоятельствах у антимонопольного органа не было оснований для включения победителя запроса котировок в реестр как уклонившегося от подписания контракта (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г.

№ 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015). 2. Заказчик вопреки требованиям конкурсной документации направил победителю проект контракта по электронной почте. Однако победитель письмо не получил.

Исходя из этого, антимонопольный орган отказался внести сведения о победителе в реестр. Суд решение антимонопольного органа поддержал, сославшись на следующее. Электронная почта – это такое средство связи, которое не позволяет заказчику получить подтверждение о вручении контракта (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2015 г.

№ Ф05-15911/2014 по делу № А40-62415/14).

Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта. При этом он должен соблюсти два условия:

  1. основанием расторжения контракта являются существенные нарушения со стороны поставщика (постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2014 г. № Ф05-13323/2014 по делу № А41-6363/14, оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 16 апреля 2015 г. № 305-ЭС15-2669);
  1. заказчик должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п.

    2 ст. 452 ГК РФ).

Суд признает нарушение существенным, если оно влечет для заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта является безусловным основанием для включения в реестр.

Это означает, что добиться исключения из реестра практически невозможно. Пример из практики: суд отказал в отмене приказа антимонопольного органа о включении в реестр, поскольку основанием для включения стало расторжение муниципального контракта судом Казенное учреждение «М.» и ООО «Н.» заключили муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству эвакуационных выходов.

ООО «Н.» в установленный срок работы не выполнило.

По иску учреждения суд расторг контракт. После этого учреждение обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении ООО «Н.» в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольный орган заявление удовлетворил и издал приказ о включении в реестр.

ООО «Н.» обжаловало приказ в суде. Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , Отказывая в удовлетворении заявления, суд свое решение мотивировал следующим. Антимонопольный орган проводит разбирательство с участием представителей сторон в случае, если основанием для включения в реестр являются уклонение от подписания контракта или отказ от исполнения контракта заказчиком (п.

12 Правил № 1062). При наличии вступившего в законную силу решения суда антимонопольный орган издает приказ о включении в реестр, поскольку такое решение есть безусловное основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2015 г.

по делу № А42-2368/2014). Исключение составляют два случая. Так, поставщик может оспорить приказ и выиграть дело, если:

  1. суд не расторг контракт, а признал его недействительным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2013 г. по делу № А10-2199/2012);
  1. докажет, что действовал добросовестно, а нарушение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком (например, заказчик не выплатил аванс или выплатил с нарушением срока, не предоставил рабочую документацию и др.).

Пример из практики: несмотря на наличие вступившего в законную силу решения о расторжении контракта, суд отменил приказ антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не усмотрел в действиях общества недобросовестности Государственное бюджетное учреждение «Г.» провело открытый аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту первого этажа поликлиники. Победителем было признано ООО «С.», с которым и был заключен контракт.

В нарушение условий контракта ООО «С.» в установленные сроки работы не сдало и акты выполненных работ не представило.

Учреждение обратилось с иском о расторжении контракта в связи с неисполнением обязательств, который был судом удовлетворен. В свою очередь ООО «С.» обратилось с иском к ГБУ «Г.» о взыскании долга за выполненные работы по контракту. Сумма долга составила половину общей стоимости контракта.

До вынесения решения учреждение долг погасило.

Стороны заключили мировое соглашение.

На основании судебного решения о расторжении контракта антимонопольный орган включил ООО «С.» в реестр недобросовестных поставщиков. Оно с приказом о включении не согласилось и обжаловало его в суд.

Отменяя приказ, суд исходил из следующего. Основанием для включения в реестр является только такое уклонение от исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий. При вынесении решения о включении в реестр антимонопольный орган должен был изучить все обстоятельства дела, а не ограничиваться формальной констатацией ненадлежащего исполнения ООО «С.» своих обязательств по контракту.

Победитель аукциона в рамках контракта действовал добросовестно, прекратив его исполнение в связи с неоплатой ГБУ «Г.» выполненных работ.

С учетом таких обстоятельств у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «С.» в реестр (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г. по делу № А11-7858/2014).

Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр, если соблюдены следующие условия:

  1. контракт предусматривает возможность такого отказа;
  1. нарушения, которые послужили основанием для отказа, носят существенный характер;
  1. заказчик уведомил поставщика об отказе от исполнения и имеет доказательства такого уведомления (например, расписку в получении заявления, если оно передавалось нарочным, квитанцию об отправке почтой с приложением описи вложения и оттиском почтового штемпеля, уведомление о вручении и др.).

Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, поставщик вправе требовать исключения сведений из реестра. Суды при рассмотрении таких споров исходят из существенности нарушения, степени вины поставщика, ущерба, нанесенного заказчику.

Для того чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается поставщик и которые препятствуют ему в выполнении обязательств, он должен незамедлительно поставить в известность заказчика.

Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , О том, что уклонения от исполнения контракта не было и нет оснований для включения в реестр, свидетельствуют:

  1. доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т. д.) (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2015 г. по делу № А58-7016/2014);
  1. нарушения заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ носят встречный характер (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г.

    по делу № А11-7858/2014).

Если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в реестр (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2007 г.

№ Ф08-2205/2007 по делу № А53-18111/2006-С6-47). Оспаривая решение антимонопольного органа, стоит проверить, были ли при его вынесении соблюдены процессуальные требования.

Например, антимонопольный орган должен рассматривать вопрос о включении в реестр с участием лица, информация о котором представлена для включения (п.

12 Правил № 1062). Это значит, что такое лицо должно быть извещено о разбирательстве и извещено заблаговременно. Если же этого не было сделано, то решение подлежит отмене по процессуальным основаниям (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2015 г. № Ф09-2797/15 по делу № А34-2965/ 2014).

Причем попробовать оспорить внесение в реестр сведений с процессуальными нарушениями можно даже в том случае, если основанием для внесения стало вступившее в законную силу решение суда. Ведь в практике нет единой позиции о том, подлежат ли исключению сведения, внесенные при таких обстоятельствах.

Позиция 1. Вступившее в законную силу решение суда – безусловное основание для внесения сведений о поставщике в реестр. Суды, которые придерживаются этой позиции, указывают, что процессуальные нарушения, допущенные при таком внесении, не могут служить причиной для исключения сведений из реестра (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2015 г. по делу № А42-2368/2014). Позиция 2.

Если антимонопольный орган допустил процессуальные нарушения при внесении сведений о поставщике в реестр, то такие сведения подлежат исключению. При этом не имеет значения, что основанием внесения стало вступившее в законную силу решение суда.

Так, Арбитражный суд Центрального округа столкнулся со следующей ситуацией. Антимонопольный орган, получив от заказчика вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта:

  1. вопреки установленным правилам не провел разбирательство и не принял решение по итогам, а издал приказ;
  1. внес в реестр сведения о поставщике через два с половиной месяца с даты окончания срока, который установлен для такого внесения.

Допущенные нарушения суд счел существенными и постановил отменить приказ антимонопольного органа и исключить сведения о поставщике из реестра (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2016 г.