Меню
Главная - Другое - Как подготовиться к комиссии фас по 44 фз

Как подготовиться к комиссии фас по 44 фз

Как подготовиться к комиссии фас по 44 фз

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция


,

  1. Опубликовал:
  2. 03.02.2021

Содержание Далеко не все поставщики знают свои права и как отстаивать свои интересы. в антимонопольную службу – важная часть закупочного процесса. Если явно нарушаются ваши права, направляйте жалобу в ФАС. О том, как это сделать, рассказываем в статье и даем несложное руководство к действию.

Жаловаться можно не только на заказчика, но и на оператора ЭТП. В третьем квартале 2020 года порядка 27% жалоб были признаны обоснованными. С условиями обжалования можно ознакомиться в законе о контрактной системе. Все жалобы и результаты их рассмотрения размещаются на официальном сайте. Для начала разберемся в терминологии: Обжалование результатов размещения — обращение в государственные органы власти и управления, уполномоченные на рассмотрение спорных ситуаций.

Для начала разберемся в терминологии: Обжалование результатов размещения — обращение в государственные органы власти и управления, уполномоченные на рассмотрение спорных ситуаций. К таким органам относятся: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует сферу госзаказа и согласует применение закрытых способов отбора. Полномочия ведомства в основном распространяются на закупочные мероприятия, рассмотрение жалоб, проведение проверок и привлечение участников к административной ответственности. Законодательство дает четкие сроки, в которые участник может направить .

Сделать это он должен до подписания контракта. После того, как сроки выйдут, действия заказчика или оператора ЭТП можно будет обжаловать только в арбитражном суде.

До окончания сроков подачи заявок Жалоба на заказчика:

  1. На содержание проекта контракта. Например, когда указываются сроки исполнения обязательств, в которые физически невозможно уложиться. На такую уловку идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» исполнителя.
  2. На положения документации. Например, если формулировки препятствуют или делают невозможной подачу заявки, составленной по всем требованиям.

Жалобу вправе направить любая компания до того, как все заявки были поданы. Услуги тендерного сопровождения от профессионалов Подготовка жалобы в ФАС на неправомерные действия После рассмотрения заявок Жалоба на заказчика:

  1. При нарушениях в содержании протоколов заседаний комиссии.
  2. Когда прослеживается незаконная договоренность между заказчиком и победителем, и ее можно доказать. Например, на одну закупку подали заявки несколько организаций, но все они оформлены на одно и то же лицо.
  3. При необоснованном отклонении заявки.

Жаловаться вправе только подавший заявку участник — в 5-дневный срок после даты публикации протокола закупки.

Проведение электронной закупки Жалоба на оператора ЭТП:

  1. когда не вовремя предоставлены или размещены документы;
  2. на «торможение» площадки во время торгов;
  3. на действия/бездействия, связанные с аккредитацией участника.

Жаловаться вправе только подавший заявку участник в 30-дневный срок со дня обжалуемых действий. С 01.01.2020 г. стала доступна функция записи всех действий на ЭТП с помощью «Независимого регистратора».

  1. На действия оператора ЭТП — в федеральное ведомство ФАС.
  2. На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное ведомство ФАС (УФАС).

Ничего страшного не случится, если вы подадите жалобу не в тот территориальный орган.

Ее в течение 1 рабочего дня перенаправят в соответствующее территориальное отделение ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 г. № 727/14). Если решение ФАС вас не устроило, а договор уже заключен, обращайтесь с иском в Арбитражный суд.

Перед тем, как подать жалобу:

  1. Проверьте, не подал ли другой участник жалобу на эти же действия заказчика или оператора площадки, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.
  2. Воспользуйтесь на этапе подачи заявки возможностью направить организатору любого положения закупочной документации. Может быть, эта мера поможет избежать споров, и необходимые ответы будут получены через эту форму.

Оформление жалобы Требования к содержанию жалобы изложены в п.8 ст.105 44-ФЗ. В документ должны быть включены следующие сведения: Вводная часть:

  1. Лица, на которые жалуется участник (заказчик, оператор ЭТП, ответственный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, контакты.
  2. Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба непосредственно касается с закупки.
  3. Заявитель: наименование и место нахождения для юрлица, ФИО и место жительства для физлица, почтовый адрес, адрес электронной почты, контакты.

Описательная и доказательная часть:

  1. Неправомерные действия, доводы и доказательства жалобы (ссылки, приказы, судебная практика и т.д.)
  2. Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.

Результативная часть: В жалобе можно сформулировать свои ожидания, какой результат ждете от заказчика. Например:

  1. отменить протокол рассмотрения заявок;
  2. скорректировать некоторые моменты в закупочной документации;
  3. отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения);
  4. приостановить заключение договора с победителем.

Услуги тендерного сопровождения от профессионалов Подготовка жалобы в ФАС на неправомерные действия Подача жалобы в УФАС или ФАС можно следующими способами:

  1. в некоторые УФАС обратиться можно по email, подписав квалифицированной электронной подписью.

    Адрес электронной почты лучше уточнить по телефону.

    А после отправки узнайте, был ли получен документ, и какой номер ему присвоен.

  2. по почте;
  3. доставить лично самому;
  4. через многофункциональный центр (МФЦ);
  5. доставка курьером под расписку;
  6. через портал Госуслуг;

Жалобу можно отозвать, если контрольное ведомство не успело принять по ней решение.

Но во второй раз на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается так же, как и была подана (письмом, курьером, лично, по email).

Важный момент! ФАС может возвратить жалобу, отправленную позже установленного срока.

Образец жалобы по 44-ФЗ: У комиссии есть 2 рабочих дня на то, чтобы принять или вернуть жалобу, опубликовать информацию на официальном сайте и сообщить об этом заинтересованным лицам. Если жалоба принята, то в течение 5-ти рабочих дней решение появится в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.

Также для мониторинга пользуйтесь реестром жалоб в ЕИС. Жалоба не принята Причины отказа:

  1. по жалобе уже вынесено судебное решение или контрольного ведомства (если вас опередил другой участник закупки).
  2. вышли сроки для подачи жалобы;
  3. жалоба составлена некорректно;
  4. не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены документально;

Участник вправе жаловаться повторно после устранения ошибок в содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной На официальном сайте вместе с решением можно найти вынесенное заказчику предписание, например:

  1. отменить протокол подведения итогов;
  2. внести изменения в закупочную документацию;
  3. отменить итоги торгов.

В редких случаях предписание не выносится. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения исполнителя или договор с победителем уже подписан. Жалоба принята и признана необоснованной Вынесенное решение публикуется на официальном сайте без предписаний заказчику.

В документе содержатся положения на законодательство, на которые ссылалась комиссия. На обжалование в суде решения комиссии дается 3 месяца.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в антимонопольную службу, лучше подыщите для себя другую закупку и у другого заказчика. Услуги тендерного сопровождения от профессионалов , , , , , , , Знать эти временные промежутки важно.

Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд.

Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте. Ознакомьтесь с таблицей ниже: Что обжалуется?

Кто может обжаловать? Сроки Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок.

Любой участник, общественное объединение. До конца срока подачи заявок. Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок.

Только участник, направивший заявку.

В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений.

А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола. Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки.

Только участник, направивший заявку.

В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений.

А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола. На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.

Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки Порядок аккредитации оператором ЭТП. Заявитель 30 дней от даты отказа. Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП.

Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП. Участник закупки 5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона. Ключевой задачей федеральных антимонопольных ведомств является контроль принципа свободной конкуренции.

Наиболее охотно ФАС рассматривает случаи:

  1. завышаются цены путем сговора сторон;
  2. навязывание дополнительных услуг;
  3. когда заказчик злоупотребляет своим положением;
  4. нарушение закона о рекламе.
  5. лояльное отношение к одному участнику в ущерб остальным;

В сфере госзаказа самыми распространенными причинами являются ошибки в закупочной документации и незаконные действия организатора.

К сбору пакета документации следует отнестись со всей строгостью и ответственностью.

Ваши ошибки сыграют против вас и будут на руку вашему оппоненту. А процесс рассмотрения растянется во времени.

  1. должна быть подготовлена грамотно и без спешки.
  2. Вместе с жалобой следует направлять документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
  3. В тексте обращения нужно ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие вашу точку зрения.
  4. Помните об информации о вас или об организации.
  5. Если мы говорим о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя организации и подписывается личной подписью либо ЭЦП.

ДаНет Никита Панкин Ведущий специалист Задать вопрос Перезвоню и отвечу на ваши вопросы Tags: , ,

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«» Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке. Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г.

и Закона № 44-ФЗ. Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.

Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  1. жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  2. жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  3. если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  4. жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  5. жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб). К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  1. список прилагаемых документов.
  2. информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  3. обжалуемые действия заказчика;
  4. номер извещения о закупке на официальном сайте;

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  1. доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  2. желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст.

105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры.

Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  1. признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.
  2. признание жалобы необоснованной;

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны. Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика.

При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки.

Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника.

При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности. Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  1. Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д.

Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований.

Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  1. Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию

«качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок»

одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию

«качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок»

при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Правительства РФ от 4 февраля 2015 г.

N 99 «Об установлении дополнительных требований.», так как не зарегистрирован в установленном порядке.

По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  1. Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика.

Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены.

Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка. Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г.

N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки.

Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта. Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке.

Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.

Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений.

Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
Дополнительно в заявлении указывают:

  1. название территориального УФАС;
  2. требование о признании решения недействительным.
  3. название, номер, дата решения по жалобе;
  4. законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  5. ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре. Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: Благодарю всех за внимание.

Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой по ФЗ №44

/ / / / 29 апреля 2021 г.Автор: Елена БусароваПоделиться Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44, Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы).

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

  1. письменная;

Подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ

  1. электронная;

Подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью.

Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок направляется и рассматривается в соответствии с ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в течение 30 дней.

Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если: 1) жалоба не соответствует требованиям, установленным ст.105 ФЗ №44; *пример: жалоба заявителя содержит указание на несколько закупок, что противоречит п.

3 ч. 8 ст. 105 ФЗ №44, поскольку необходимо делать ссылку на одну процедуру, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке (см. Решение УФАС по Челябинской области № 074/06/99-2555/2020 от 05.11.2020)) 2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами; *пример: жалоба участника закупки подписана учредителем общества (без оформления соответствующего правоустанавливающего документа), который не вправе без доверенности действовать от имени организации, поскольку право совершать действия от имени общества без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершать сделки, есть у единоличного исполнительного органа общества – генерального директора (ст.40 Закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ). Учредитель законным представителем общества признается только при наличии доверенности, несмотря на то, что организация была создана при его участии (см.

Решение УФАС по Ярославской области №7981/05-02 от 04.08.2020)). *пример: жалоба участника, поданная в УФАС посредством заполнения формы обращения на официальном сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/approaches/new) (в формате .pdf) не содержит электронной подписи заявителя (см.

Решение по Ярославской области №4389/05-02 от 28.04.2020)).

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного ст.105 ФЗ №44; *пример: участник закупки направил жалобу в УФАС 10.01.2020 позже даты заключения контракта от 09.01.2020г.

(см. Решение УФАС по Республике Алтай по делу № 6-К/20 ОТ 14.01.2020)); 4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок; *пример: в жалобе участника оспариваются действия конкурсной комиссии муниципального заказчика по рассмотрению заявок участников закупки, в том числе при проведении процедуры оценки вторых частей заявок участников конкурса. Однако инициатор обращения не учитывал, тот факт, что ранее антимонопольный орган вынес решение по обращению другого участника по аналогичным доводам о правомерности действий заказчика (см.

Письмо УФАС по Новгородской области №1621/03 от 01.04.2021)); 5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки — юридического лица, включена в соответствии с Законом №44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с ч.

1.1 ст. 31 ФЗ №44. *пример: заказчик установил требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Комиссией УФАС установлено, что около года назад в ЕИС размещена информация о включении сведений об инициаторе жалобы в названный реестр (см. Решение УФАС по Оренбургской области по делу № 056/06/64-495/2020 от 14.09.2019). Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении обращения сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения.

Инициатор обращения вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать обращение повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц. В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. В случае подачи участником закупки в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.

ФАС России вправе рассматривать любую жалобу, поданную в территориальный орган.

Для этого в территориальный орган, в который поступила такая жалоба, ФАС России направляет соответствующее уведомление, после получения которого территориальный орган немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и (или) по электронной почте.

В случае, если ФАС России принята к рассмотрению жалоба, подлежащая рассмотрению в территориальном органе, ФАС России в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы информирует о принятом решении соответствующий территориальный орган.

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет:

  1. комиссию по осуществлению закупки.
  2. оператору специализированной электронной площадки;
  3. участнику закупки, подавшему жалобу;
  4. уполномоченное учреждение;
  5. в уполномоченный орган;
  6. специализированную организацию;
  7. оператору электронной площадки;
  8. заказчику;

Действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в ЕИС.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки указанные информацию и документы.

Вышеназванные лица обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке. Комиссия ФАС вправе отложить рассмотрение дела:

  1. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств (к примеру, получение документа занимает определенное количество времени);
  2. по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами (например, в связи с необходимостью участия представителя стороны в другом заседании);
  3. для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо (к примеру, привлечение к участию в деле субподрядчика, выполнявшего работы по договору с подрядчиком);
  4. в иных предусмотренных настоящей главой случаях (например, при технических неполадках при рассмотрении дела посредством видеосвязи у одной из сторон).

Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

  1. принятия заключения об обстоятельствах дела.
  2. если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело;
  3. если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель);

Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:

  1. проведения экспертизы.
  2. рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

Согласно ст. 106 ФЗ №44 контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.

При принятии решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.

При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

  1. если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание о возврате закупки на предыдущие этап/этапы, то приостановление заключения контракта прекращается ответственным должностным лицом территориального органа ФАС России после исполнения субъектами контроля выданного предписания.
  2. если по результатам рассмотрения жалобы не выдано предписание об устранении выявленных нарушений, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок сразу же после оглашения резолютивной части решения по жалобе;
  3. если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении выявленных нарушений при продолжении закупки, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок сразу же после оглашения резолютивной части решения;

— обоснованной/частично обоснованной (комиссия ФАС полностью/частично соглашается с доводами инициатора жалобы; при необходимости выносит предписание об устранении допущенных нарушений с указанием о неправомерности действия/бездействия организатора торгов с ссылкой на нормы права (к примеру, внести заказчику изменения в документацию, отменить полностью закупочную процедуру и провести ее заново и др.); -необоснованной (процесс проведения закупки продолжается без изменений, требования заявителя остаются без удовлетворения) Решение изготавливается в полном объеме в течение 3 рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.

Согласно ст. 106 ФЗ №44 решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что антимонопольный орган предпринимает все необходимые действия при поступлении жалобы, для того чтобы все участники дела были своевременно оповещены о ходе рассмотрения обращения. При этом инициатор жалобы не обязан направлять копию жалобы лицу, чьи действия (бездействия) ему кажутся незаконными.

глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

сроки подачи жалобы см. в ст.105 ФЗ №44 см. ст.105 ФЗ №44 необходимость электронной подписи на жалобах, направляемых в ФАС в электронном виде, подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2019 № 306-ЭС19-18792 по делу № А65-39067/2018 при этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом. см. Приказ ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года представление информации и документов не требуется в случае их размещения в соответствии с ФЗ №44 на официальном сайте (см.

ст. 106 ФЗ №44) См. Письмо ФАС России от 23.10.2018 N ИА/85436/18 По вопросам приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу Обжалование решения ФАС осуществляется согласно гл. 24 АПК РФ , , , , , , , Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях Наименование и номерЗаказчикПрием заявокЦена, руб.Макрорегиональный филиал «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком»кресло руководителя Т-898, серый, для Приморского филиала200125Закупки корпоративных заказчиковЦеновой запросТорговый порталБез обеспеченияПоделитьсяПрием заявок:31.05.2021 17:00(GMT+03:00)Цена не указанаЛоты:1Регион:Приморский крайМакрорегиональный филиал «Сибирь» ПАО «Ростелеком»Электрика200121Закупки корпоративных заказчиковЦеновой запросТорговый порталБез обеспеченияПоделитьсяПрием заявок:31.05.2021 14:30(GMT+03:00)Цена не указанаЛоты:1Регион:Новосибирская областьМакрорегиональный филиал «Волга» ПАО «Ростелеком»Багажник экспедиционный Евродеталь ED2-216C автомобили ГАЗель, Соболь B1550 x L1950мм для Филиала в Республике Мордовия ПАО Ростелеком, ЗнП 787200108Закупки корпоративных заказчиковЦеновой запросТорговый порталБез обеспеченияПоделитьсяПрием заявок:31.05.2021 12:00(GMT+03:00)Цена не указанаЛоты:1Регион:Мордовия Республика

Тендерная гарантия

  1. До 60 дней
  2. Все тендерные площадки согласно 223-ФЗ, 44-ФЗ
  3. Рассмотрение от 10 мин.
  4. От 0,5%

Гарантия на возврат аванса

  1. От 1,7%
  2. Любые заказчики и поставщики
  3. До 3 лет

Гарантия на исполнение контракта

  1. От 1,9%
  2. До 5 лет
  3. Гибкий подход при рассмотрении

Как подать жалобу в ФАС

Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров.

Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора.

Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведениязакупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт.

Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде. Жалоба на заказчика:

  1. На содержание проекта контракта в документации. Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.
  2. На положения документации. Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям.

Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок. Жалоба на заказчика:

  1. На содержание протоколов заседаний комиссии.
  2. На необоснованное отклонение заявки.
  3. На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства. Например, когда несколько организаций, которые подали заявки на одну закупку, принадлежат одному лицу.

Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.

Жалоба на оператора площадки:

  1. на несвоевременное предоставление или публикацию документов.
  2. на «зависание» площадки во время проведения процедуры,

Жалобу может подать только подавший заявку участник .

С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина . Мы писали, , защищая свои права.

  1. На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС).
  2. На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п.

3.12 ). Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, . Прежде, чем подать жалобу:

  1. На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  2. Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

При составлении жалобы придерживайтесь требований . Жалоба должна содержать:

  1. Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.
  2. Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба связана с закупкой.
  3. Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
  4. Заявитель: наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  5. Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика.

Например:

  1. приостановить заключение контракта с выигравшим участником.
  2. отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  3. отменить протокол рассмотрения заявок,
  4. внести изменения в закупочную документацию,

Есть несколько способов доставки:

  1. доставка курьером под расписку,
  2. на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью.

    Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

  3. почтовым отправлением,
  4. доставка заявителем лично,

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение.

Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.

В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС. Причины отклонения:

  1. по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).
  2. жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
  3. истекли установленные сроки подачи жалобы,
  4. не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,

Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде. На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  1. внести изменения в закупочную документацию,
  2. отменить протокол подведения итогов,
  3. аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается.

Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика. Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.

Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит. Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.