Меню
Главная - Трудовое право - Государственный контроль в сфере трудового законодательства

Государственный контроль в сфере трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Органы надзора и контроля


В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты трудовых прав и свобод, включающая в себя перечень государ­ственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией.Согласно ст. 353 ТК РФ:

  1. федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
  2. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Среди указанных органов следует выделить Феде­ральную инспекцию труда — единую централизованную систему, состоящую из

  • органы прокуратуры (высший контроль за соблюдением законодательства о труде);
  • Учёба
  • История государства и права зарубежных стран
  • Соглашение об использовании cookie-файлов
  • Понятия
  • Учеба
  • Федеральная инспекция труда (государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права всеми работодателями на террито­рии РФ);
  • Административный процесс
  • Практика
  • Угостить кофе ☕
  • Пользовательское соглашение
  • Гражданское процессуальное право
  • Материалы партнёров
  • История Отечества (Россия)
  • Жилищное право
  • Земельное право
  • Политика конфиденциальности
  • федерального органа исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
  • Общие вопросы
  • Понятия
  • Гражданское право (ч.

    2 Обязательственное право)

  • его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354-356 ТК РФ).
  • Конкурентное право
  • Конституционное право
  • Бюджетное право
  • федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах про­мышленности наряду с Федеральной инспекцией труда).

Статья 353 ТК РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Новая редакция Ст.

353 ТК РФ Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми без исключения работодателями возложены на федеральную инспекцию труда. Наряду с ней за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности следят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

N 324 утверждено Положение о федеральной службе по труду и занятости. В соответствии с ним Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников, а также для разработки организациями на его основе положений о комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом специфики их деятельности.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Его работа строится на принципах социального партнерства. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов. Задачами комитета являются: — разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; — организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; — информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Задачами комитета являются: — разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; — организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; — информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Функциями комитета являются: — рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников; — оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда; — участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений; — информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний; — доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда; — информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания; — содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве; — содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием; — участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; — содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ; — подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья; — рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

1. Данная статья устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г.

N 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

). 2. Специализированным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми без исключения работодателями является федеральная инспекция труда.

О деятельности федеральной инспекции труда см.

ст. ст. 354 — 365 ТК РФ и комментарий к ним.

3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности. К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК РФ и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см.

ст. 368 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении.

Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении.

Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда. Структурные подразделения и лица, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности, определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления внутриведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина (ст.

1 Закона). При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной). В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона. Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

По представлению прокурора в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме. 6. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см.

об этом ст. 216.1 ТК РФ и комментарий к ней).

Трудовое право

Основныеспособызащиты трудовых прав и законных интере^ сов работников: государственный надзор и контроль за соблюдением трудовогЬ1 законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

Во всех организациях на территории России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, осуществляюторганыфедеральнойинспекциитруда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду сорганамифедеральнойинспекциитрудаосуществляют специально уполномоченные органы -федераль­ныенадзоры.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют государст­венный надзор за точным и единообразным исполнением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Внутриведомственныйгосударственныйконтроль за соблюдени­ем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомствен­ных организациях осуществляют федеральные органы испол­нительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Внутриведомственныйгосударственныйконтроль за соблюдени­ем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомствен­ных организациях осуществляют федеральные органы испол­нительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Федеральнаяинспекция труда — это единаяцентрализованнаясистемагосударственныхорганов, осуществляющих на территории России надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ.

В настоящее время действует Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное По­становлением Правительства РФ от 28.01.2000 (в ред. от 08.01.03) № 78. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда Главный государственный инспектор труда РФ (назначается и ос­вобождается от должности Правительством РФ).

Основныезадачи органов федеральной инспекции труда: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наи­более эффективных средствах и методах соблюдения положе­ний трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государствен­ной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (ст.

355 ТК РФ). инспекционнойпроверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление нанесет ущерб эффективности контроля.

Организации Воору­женных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел. Государственная противопожарная служба, другие правоохра­нительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат ин­спекционным проверкам сособымпорядкомихпроведения, ко­торый предусматривает: доступ только для государственных инспекторов труда, полу­чивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Контроль деятельности работодателей

Источник: Журнал Органов, выполняющих контролирующую функцию, довольно много.

В зависимости от деятельности компании они могут быть разными. Но некоторые из них осуществляют контроль всех организаций и индивидуальных предпринимателей без исключения.

Это инспекции по труду, прокуратура, органы ФСС и ПФР и т. д. В статье рассмотрим, что является предметом проверки органов, осуществляющих контроль в сфере трудовых отношений.

Независимо от того, какой орган осуществляет проверку, порядок ее проведения практически одинаков. Так же, как одинаковы некоторые права и обязанности самих проверяющих и работодателей.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее – Закон № 294-ФЗ).Законом № 294-ФЗ устанавливаются: – порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; – порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; – права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проверках; – права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. При этом в Законе № 294-ФЗ говорится, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования их проведения с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами в отношении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, в сфере образования, миграции, пожарного надзора и др. Проверки бывают: – плановые (в форме документарной или выездной) – проводятся раз в три года на основании ежегодно разрабатываемых планов.

О такой проверке организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала (ст. 9 Закона № 294-ФЗ); – внеплановые (в форме документарной или выездной) – чаще всего проводятся по заявлениям работников и для проверки исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

О такой проверке контролирующий орган должен уведомить учреждение не менее чем за 24 часа (ст. 10 Закона № 294-ФЗ); К сведению Организация может быть не уведомлена о проведении внеплановой проверки, если в результате деятельности организации был причинен или причиняется вред жизни или здоровью работников (ч.

17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). – документарные (плановая и внеплановая) – проверяются сведения, содержащиеся в документах учреждения, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований.

При такой проверке учреждение обязано предоставить запрашиваемые контролирующим органом документы (ст. 11 Закона № 294-ФЗ); – выездные (плановая и внеплановая) – проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ст. 12 Закона № 294-ФЗ). После окончания проверки любого вида инспекторы составляют акт по установленной форме (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141).

К акту прикладывают протоколы, справки, объяснительные, подтверждающие наличие или отсутствие нарушений. В силу ст. 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда. Это единая централизованная система, которая состоит из федерального исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальных органов – государственных инспекций труда (далее – ГИТ).

Это единая централизованная система, которая состоит из федерального исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальных органов – государственных инспекций труда (далее – ГИТ). В статье 355 ТК РФ перечислены основные задачи федеральной инспекции труда: – обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; – обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; – обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; – доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с указанными задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, которые перечислены в ст.

356 ТК РФ. Проверки ГИТ – наиболее распространенный вид проверок, поскольку большинство из них осуществляется не по плану проверок, а по жалобам работников.

Помимо гл. 57 ТК РФ и Закона № 294-ФЗ порядок проведения проверок должностными лицами ГИТ определяется: – Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ); – Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

При проведении контроля инспекторы ГИТ запрашивают документы для проверки их соответствия требованиям трудового законодательства. Это, в первую очередь, документы, связанные с оформлением приема на работу, переводом, увольнением, выплатой заработка и т. д., – трудовые договоры, трудовые книжки, приказы, локальные нормативные акты, в частности правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, штатное расписание, график отпусков.

По вопросам охраны труда, как правило, проверяются положение об охране труда, наличие ответственного работника за охрану труда, инструкции по охране труда, журналы регистрации проведения инструктажей.

Кроме этого, проверяется прохождение обязательных медосмотров, специальной оценки условий труда, обеспечение работников СИЗ и т. д. Особого внимания проверяющих заслуживает проведение работодателем расследования несчастных случаев.

Помимо ГИТ, надзор за соблюдением трудового законодательства может осуществлять прокуратура.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет: 1. Надзор за исполнением законов: – федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти; – представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ; – органами местного самоуправления; – органами военного управления; – органами контроля, их должностными лицами; – субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания; – органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Надзор за исполнением законов: – федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти; – представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ; – органами местного самоуправления; – органами военного управления; – органами контроля, их должностными лицами; – субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания; – органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием закону издаваемых указанными органами правовых актов. 3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами. 4. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

5. Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, определений и постановлений судов. Прокуратура может осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки. Поскольку работники часто обращаются с жалобами, кроме ГИТ, в прокуратуру, как правило, это чаще проверки внеплановые.

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

А при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод обратившегося лица имеет характер преступления или административного правонарушения, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, или возбуждает производство об административном правонарушении (п. 1, 2ст. 27 Закона о прокуратуре).

Обратите внимание! Прокурор может представлять в суде интересы работника, если тот в силу состояния здоровья или по иным причинам не может отстаивать свои интересы лично (п.

4ст. 27 Закона о прокуратуре). Внеплановые проверки также могут проводиться на основании задания вышестоящей прокуратуры, материалов средств массовой информации и иных обращений, содержащих информацию о нарушении законности. При этом особое внимание уделяется исполнению обязанностей работодателя по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, а также принятию мер к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.

По поступившим в прокуратуру обращениям и материалам проверка не обязательно проводится самой прокуратурой – контроль могут осуществить другие контролирующие органы по требованию прокурора. А в установленных законами случаях проведение внеплановых выездных проверок органами контроля и надзора подлежит согласованию с прокуратурой.

К таким случаям относится, например, возникновение угрозы для жизни и здоровья граждан.

К сведению При возникновении в организации группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом должна быть уведомлена прокуратура по месту происшествия (ст. 228.1 ТК РФ). Согласно Закону о прокуратуре результаты прокурорской проверки организаций оформляются не актом, как это делается при проверке другими контролирующими органами, а вынесением представления.

Представление выносится в случае обнаружения в результате проверки нарушений законодательства. В течение месяца со дня получения представления работодатель должен принять меры по устранению таких нарушений. Кроме этого, прокурор может инициировать возбуждение дела об административном правонарушении, направив постановление о возбуждении в орган, уполномоченный рассматривать данную категорию дел.

Органы ФСС и ПФР осуществляют контроль за уплатой страховых взносов в части правильности начисления, полноты и своевременности их уплаты. ПФР и его территориальные органы осуществляют контроль в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.

А ФСС и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. Данные органы контроля проводят камеральные и выездные проверки. При этом проверки могут осуществляться каждым органом по отдельности или совместно.

Камеральные проверки проводятся без специального решения руководителя органа контроля в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 2 ст. 34 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

(далее – Закон № 212-ФЗ)).

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на основании решения руководителя органа контроля не чаще чем один раз в три года и охватывает три календарных года, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о выездной проверке (п. 9, 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Проверки органов ФСС проводятся в целях контроля правильности: – начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; – выплаты пособий по больничным, по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком, на погребение и в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности; – начисления страховых взносов «на травматизм» и расходование этих средств. Для совершенствования контроля над правильностью расходования организациями средств на обязательное социальное страхование Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее – Указания).

Большое внимание при проверках органы ФСС уделяют начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности.

Согласно п. 60 Указаний проверка начинается с формального изучения листков нетрудоспособности – контролируется, как заполнены реквизиты, четкие ли печати, имеются ли печати и штампы медицинской организации и т. д. Порядок исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. Порядок проверок органами ПФР установлен Распоряжением ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р

«Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиками страховых взносов»

.

При планировании выездных проверок органами ПФР учитывается: – относится ли плательщик к числу крупнейших; – своевременно ли предоставлены индивидуальные требования; – есть ли у плательщика суммы выплат, не облагаемых страховыми взносами; – применяются ли пониженные тарифы страховых взносов; – имелись ли несоответствия в расчетах по итогам камеральных проверок; – есть ли задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов; – если уменьшились суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности; – если неоднократно вносились изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным взносам.

Среди проверяющих органов также можно выделить Роспотребнадзор. Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, к сфере контрольных полномочий этой службы, в частности, относится: – государственный санитарно-эпидемиологический надзор; – государственный контроль за тем, как соблюдается законодательство в области защиты прав потребителей; – контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров. Порядок проведения проверок должностными лицами Роспотребнадзора установлен Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103

«Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ»

.

В первую очередь проверяют: – соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) при осуществлении торговли; – санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары; – наличие у организации заключенных договоров на выполнение дезинсекционных и дератизационных работ; – условия хранения скоропортящейся продукции в организациях, торгующих продовольственными товарами; – наличие у персонала медицинских книжек; – наличие журнала регистрации результатов медосмотров; – условия труда работников предприятия. Организации также могут проверяться на соблюдение ими требований пожарной безопасности. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержат требования пожарной безопасности, определяющие поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.Пунктом 3 указанных правил также установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после обучения мерам пожарной безопасности.

Такое обучение осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки инструктажа определяются руководителем организации. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные нарушения в области пожарной безопасности предусмотрено привлечение виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При этом руководитель организации является главным лицом, отвечающим за пожарную безопасность.

Помимо рассмотренного в статье, проверки могут осуществляться другими органами: ИФНС, пожарным надзором, Ростехнадзором и др. Мы рассмотрели лишь самые основные, связанные с трудовыми правами работников.

И обращаем ваше внимание на то, что при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства организация, а также руководитель или иные должностные лица могут быть привлечены к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности.

Например, КоАП РФ предусмотрена ответственность за: – нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.

5.27); – невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст.

17.7); – неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4); – невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.

19.5); – непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6); – непредоставление сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7).

«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

.

: Теги:

  1. , эксперт

Статья 353.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

СТ 353 ТК РФ. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

1. Деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (п. 5.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324). Порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г.

N 875. 2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности.

К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК РФ и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также осуществляется органами прокуратуры (Федеральный закон от 17 января 1992 г.

N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

4. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см. ст. 216.1 ТК РФ и комментарий к ней).