Меню
Главная - Жилищное право - Где сейчас регистрируется сделки с недвижимостью

Где сейчас регистрируется сделки с недвижимостью

Сроки получения


В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: 1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов; 4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов; 5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав; 8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства; 9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов; 10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; 11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов; 12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Необходимые документы

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920. Порядок представления заявления и документов: Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883: в форме документов на бумажном носителе: — посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ; — посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом: — с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном . Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления: подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя; сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена; доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности; к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Документы, прилагаемые к заявлению К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы: документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Документы, прилагаемые к заявлению К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы: документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами. Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным от 27.07.2010 № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

представляются в межведомственного информационного взаимодействия.

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

(В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.) За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе. При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (статья 25 Закона № 218-ФЗ). Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ

«Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме; не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(т.е.

до 31.01.1998). Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю.

Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике. Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются: в форме электронных документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки; в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника. Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Регистрация собственности в 2021 году

Автор Кадастровый инженер Александр Ж.

На чтение 15 мин Просмотров 1.8к. Опубликовано 09.01.2021 Возникновение и переход права собственности на объекты недвижимости требует проведения процедуры регистрации. В соответствие со ст. 1 Федерального закона № регистрацией признается юридический акт признания и подтверждения права лица на объект недвижимости, либо его обременения.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона № регистрацией признается юридический акт признания и подтверждения права лица на объект недвижимости, либо его обременения. Содержание понятия государственной регистрации права собственности раскрыто в ст.

1 Федерального закона от 13.07.2015 № . Цели регистрации заключаются в следующем:

  1. гарантия безопасности сделок с объектами недвижимости, реализуемая открытостью и доступностью основных сведений о правах.
  2. официальное подтверждение права путем ведения единой информационной базы данных – ;
  3. защита законных прав собственников недвижимости;
  4. реализация налоговых функций государства;
  5. обеспечение легального и открытого оборота недвижимости;

Процедура регистрации должна сопровождать только сделки с недвижимым имуществом, в состав которого входят объекты, перечисленные в ст. 130 ГРК РФ. Недвижимость признаются прочно связанные с землей объекты, перемещение которых невозможно без причинения несоразмерного ущерба их целевому назначению:

  1. жилые и нежилые помещения;
  2. здания, сооружения и иные объекты капитального строительства;
  3. машино-места.
  4. участки земли;

Помимо этого, в состав такого имущества включаются отдельные вещи, не имеющие отношения к земле: воздушные и морские суда.

Ключевыми особенностями регистрационной процедуры являются:

  1. итогом регистрации является внесение достоверных и актуальных сведений в реестр недвижимости ();
  2. проведения регистрации органами, уполномоченными государством.
  3. подтверждением факта регистрации является правоустанавливающий документ – выписке из , а также специальная регистрационная отметка (надпись) на договоре;

Регистрационные действия в отношении объектов недвижимости с января 2017 года осуществляются по новым правилам, регламентированным Федеральным законом № . Совет эксперта. Состав сведений можно узнать не только путем получения выписки.

Основная информация об объектах недвижимости доступна на Публичной кадастровой карте Росреестра.

Федеральным законом № порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не поменялся кардинальным образом, однако стал эффективнее, быстрее по срокам оформления документов, и надежнее по степени защиты информации.

Среди основных особенностей нового нормативного правового акта можно выделить:

  1. сокращение срока на получение выписки из по запросу граждан – три дня вместо пяти;
  2. подтверждение права собственности осуществляется путем выдачи выписки из вместо свидетельства (данное правило было введено в июле 2016 года и подтверждено Законом № ).
  3. предоставление возможности совершать регистрационные действия не только по месту расположения объекта, но и в любом подразделении Росреестра, на территории РФ;
  4. объединение в единую систему процедур регистрации и кадастрового учета, которые ранее проводились в ходе самостоятельных отдельных мероприятий;
  5. вследствие объединения кадастрового учета и регистрации суммарный срок единой процедуры составит всего 10 дней, после чего собственник сможет получить правоустанавливающие документы;

Комментарий эксперта.

Федеральным законом № была официально легализована процедура регистрации права собственности на такой специфический объект, как машино-место.

Теперь гражданам доступно оформление прав на место на стоянке, даже если этот участок не обособлен несущими конструкциями. Государственная регистрация в отношении жилых объектов (квартир и комнат) осуществляются по общим правилам, регламентированным Федеральным законом № . В ст. 16 ЖК РФ определено понятие указанных объектов недвижимости:

  1. квартира – обособленный объект, входящий в состав дома, состоящий из одной или нескольких комнат и обладающий прямым доступом к местам общего пользования;
  2. комната – часть жилого дома или квартиры.

Права на указанные объекты подлежат регистрации по следующим основаниям:

  1. возникновение права в результате приватизации муниципального жилья;
  2. возникновение права собственности на комнату в результате выдела ее из состава квартиры как самостоятельного объекта недвижимого имущества;
  3. переход права в результате совершения гражданской сделки (отчуждение, дарение, мена);
  4. возникновение права на квартиру или комнату в результате ввода жилого объекта в эксплуатацию в составе дома;
  5. переход права по итогам наследования или в результате вынесения судебного решения.

Для регистрации права необходимо представить документы, подтверждающие основания для совершения процедуры в органы Росреестра или Многофункциональный центр.

Комментарий эксперта. Если права на квартиру были зарегистрированы до 2013 года, то в процессе совершения сделки будет проводится процедура постановки данного объекта на кадастровый . Оформление прав на объект завершенного строительства (многоквартирный дом, здание, сооружение) осуществляется по итогам ввода его в эксплуатацию.

Исключение составляют только здания и строения, на возведение которых не требовалось получения разрешения на строительство.

По общему правилу, право собственности на дом возникает у лица, обладающего соответствующим правом на земельный участок под объектом.

Особенности регистрации вновь построенных зданий регламентированы ст.

40 Федерального закона № :

  1. одновременно с регистрацией и кадастровым учетом дома проводятся аналогичные процедуры в отношении всех жилых и нежилых помещений в составе указанного здания, в том числе машино-места.
  2. регистрация права на здание проводится одновременно с кадастровым учетом и оформлением прав на земельный участок (если такие права ранее не были внесены в );

Для регистрации и кадастрового учета необходимо представить не только на целое здание, но и на каждое помещение в нем.

В отношении многоквартирного дома проводится регистрации права долевой собственности, которое распределяется между владельцами жилых помещений. Комментарий эксперта. Общее имущество дома находится в долевой собственности жильцов, а выдел конкретной доли в натуре прямо запрещен ст. 37 ЖК РФ. Оформление прав на землю может осуществляться в результате совершения сделок с участками, либо в случае формирования и образования нового земельного объекта при передаче его из состава государственного или муниципального фонда.
37 ЖК РФ. Оформление прав на землю может осуществляться в результате совершения сделок с участками, либо в случае формирования и образования нового земельного объекта при передаче его из состава государственного или муниципального фонда.

Для обращения в органы Росреестра за регистрацией перехода прав по гражданской сделке потребуется представить следующие документы:

  1. заявление по установленной форме;
  2. платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за совершение регистрационных действий.
  3. договор, заключенный при совершении сделки отчуждения, мены или дарения;
  4. правоустанавливающий документ на земельный надел (, свидетельство и т.д.);
  5. участка;

Аналогичный комплект документов будет существенно отличаться, если регистрации подлежит участок, выделенный гражданам органами местной власти. Такие наделы граждане могут приобретать следующими способами:

  1. путем выкупа и заключения договора купли-продажи по правилам, зафиксированным в ст. 39.3 ЗК РФ.
  2. на безвозмездной основе по основаниям, регламентированным ст. 39.5 ЗК РФ (например, при целевом использовании земли, предоставленной под строительство индивидуального жилого дома);

Для таких участков регистрация права собственности будет осуществляться одновременно с постановкой на кадастровый и присвоением уникального объекта недвижимости.

В органы Росреестра необходимо дополнительно представить:

  1. межевой план на участок, изготовленный в результате кадастровых работ.
  2. договор купли-продажи, распорядительный акт местного органа власти, подтверждающие законность приобретения прав на земельный объект;

По итогам завершения процедуры собственникам участка выдается выписка из и . Особенности регистрации прав на отдельные земельных наделов регламентированы ст. 49 Федерального закона № . В данную группу входят участки, выделенные для личного пользования граждан (огородничество, садоводство, постройка гаража или жилого дома), в том числе земля, в отношении которой невозможно установить вид права.

Для подтверждения прав на такие участки необходимо представить распорядительный акт, свидетельство или выписку из похозяйственной книги о предоставлении заявителю земельного надела на законном основании. Комментарий эксперта. Собственнику земли принадлежит право строительства объектов недвижимости на участке, если его категория и целевое назначение допускает такие действия.

Тем не менее, произвольное изменение вида разрешенного пользования и целевого назначения земли не допускается. Регистрация собственности на иностранца — процесс не совсем обычный и в ряде случаев требующий дополнительного изучения.

Регистрация права собственности на иностранца отличается тем, что иностранец не является гражданином России, и следовательно, должен иметь отличные от резидента РФ документы.

  1. Документы, необходимые для регистрации договора купли продажи и права собственности в Росреестре:
  2. Акт приема-передачи помещения.
  3. Копии паспортов. Для иностранного гражданина требуется перевод паспорта нотариально оформленный;
  4. Доверенность, нотариальная;
  5. Договор купли-продажи;
  6. В случае, если иностранный гражданин хочет доверить регистрацию своему представителю, требуется нотариальная доверенность. Если иностранец не владеет русским языком, у нотариуса должен присутствовать переводчик.
  7. У иностранного гражданина – виза в паспорте либо вид на жительство или на временное проживание;
  8. Квитанция о уплате госпошлины (подробнее — );

Если доверенность выписывается по месту проживания иностранного гражданина, к примеру, в Болгарии, доверенность выписывается с апостилем на государственном бланке. Этой возможностью обладают только страны, входящие в состав Гаагской конвенции.

В случае, если нужной страны нет в этом списке, например Англии, доверенность может быть заверена только посольство либо МИД России. В соответствие с п. 6 ст. 1 Федерального закона № государственные регистрация проводится не только в отношении прав на объекты недвижимости, но и на сделки с ними.

Помимо этого, ст. 13 Закона № регламентирует, что сведения о сделках, прошедших регистрацию, подлежат внесению в наряду с информацией о возникновении или переходе прав. Для регистрации сделок, одновременно с заявлением о регистрации перехода прав, дополнительно представляются следующие документы

  1. договор, вид которого зависит от характеристики сделки (отчуждение, дарение и т.д.);
  2. документ, подтверждающий полномочия сторон на совершение сделки.
  3. акт приема передачи;

Комментарий эксперта.

По итогам регистрации сделки на экземплярах договора проставляется отметка регистрирующего органа.

Данный документ будет представляться собственником при совершении последующих сделок с объектом недвижимости.

С 1998 года, когда Федеральным законом № 122-ФЗ было введено понятие регистрации прав на недвижимость, в качестве правоустанавливающего документа выдавалось свидетельство о праве. В рамках перехода на новые правила учета и регистрации недвижимости, в июле 2016 года вместо указанного документа стала выдаваться выписка из , имеющая аналогичную юридическую силу. Свидетельство о праве больше не выдается собственникам, однако полученные до июля 2016 года бланки сохраняют свою силу без ограничений.

Замена указанных документов производится при обращении заявителей для регистрации перехода прав на недвижимость по итогам сделок. [box type=”download”] Совет эксперта. Несмотря на равнозначный правовой статус свидетельства и выписки из , в ранее выданных документах могут отсутствовать сведения о проведении кадастрового учета.

В таких случаях, при обращении за регистрацией по правилам Закона № , будет одновременно проводиться кадастровый и регистрация. [/box] Образцы Свидетельство о праве являлось официальным бланком, форма которого была утверждена приказом Минэкономразвития от 23.12.2013 № 765.

Бланк имел все атрибуты официального документа (серию, номер) и печатался типографским способом в рамках госзаказа. Выписка из содержит следующие сведения:

  1. объекта;
  2. основные характеристики объекта;
  3. дата регистрация права и номер регистрационной записи;
  4. информацию о правообладателе или участниках долевой собственности;
  5. сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных обременений на объект.

Требования к содержанию документа регламентированы Федеральным законом № , а форма выписки из утверждена приказом Минэкономразвития от 25.12.2015 № 975 Помимо выдачи выписки непосредственно после регистрации справ на недвижимость или сделки, она может предоставляться в любое время по запросам заинтересованных лиц.

Способы получения выписки из включают в себя:

  1. личное обращение в органы Росреестра;
  2. запрос в электронной форме через портал госуслуг.
  3. оформление запроса через Многофункциональный центр;

Комментарий эксперта. Достоверность и актуальность сведений в выписке из обеспечивается формированием информации на дату выдачи документа.

Ограничения по количеству выписок , которые могут запрашиваться в Росреестре, законом не установлены. Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

  1. платежное поручение на оплату госпошлины.
  2. судебные решения;
  3. документы, удостоверяющие полномочия сторон;
  4. договоры, содержащие условия сделок;
  5. правоустанавливающие документы на объект недвижимости;

Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

Доступным и бесплатным вариантом оформления договора и иных сопутствующих документов (например, акта приема-передачи) является самостоятельная подготовка проекта соглашения.

Для каждого вида договора Гражданским кодексом РФ предусмотрены существенные и дополнительные условия, содержание которых будет зависеть от характера сделки. К числу таких условий в отношении объектов недвижимости относятся:

  1. порядок и сроки передачи имущества новому владельцу.
  2. предмет сделки – детальное описание объекта и его характеристик;
  3. стоимость объекта по договору, за исключением случаев, когда совершается безвозмездная сделка;

Самостоятельное оформление договора требует соблюдения общих и частных норм законодательства.

Ошибки в определении и описании существенных условий договора, характеристиках предмета сделки или порядка расчетов между контрагентами могут повлечь отказа в регистрации перехода права собственности, а также потерю денежных средств или имущества. Совет эксперта. Если принято решение о самостоятельном оформлении, наиболее оптимальным вариантом будет поиск типового бланка договора на проверенном интернет – ресурсе, а также тщательное изучение норм законодательства и рекомендаций по его заполнению.

Наиболее оптимальным способом оформления договора и иных сопутствующих документов являются услуги квалифицированных специалистов в сфере работы с недвижимостью. Несмотря на платный характер данных услуг, они позволяют соблюсти все нюансы составления документов, чтобы исключить минимальную возможность риска потери денег или имущества.

На стадии составления документов одновременно проводится проверка юридической чистоты сделки, которая включает в себя:

  1. выявление зарегистрированных ограничений, а также установление скрытых обременений (например, прописанные лица в квартире);
  2. подтверждение информации о законном характере приобретения прав на имущество.
  3. подтверждение информации о характеристиках объекта, путем изучения правоустанавливающих документов и открытой информации Публичной карты Росреестра;

Стоимость услуг по составлению документации зависит от следующих факторов:

  1. количество и состав объектов и субъектов сделки;
  2. региона совершения сделки;
  3. срочность выполняемых услуг.
  4. сложность и объем сделки;

Конкретные размеры услуг можно узнать путем изучения информации в сети Интернет.

Для городов федерального значение (Москва, Санкт-Петербург), минимальная стоимость составления договора составляет от 5000 рублей, однако фактическая стоимость услуги будет зависеть от объема необходимой помощи. Для проведения регистрации недвижимости участники сделки или лица, оформляющие права на вновь созданный объект, должны обратиться в один из органов, указанных в Федеральном законе № :

  1. Многофункциональный центр;
  2. представление документов должностным лицам Росреестра в ходе выездного приема.
  3. территориальные учреждения Росреестра;

Вне зависимости от способа подачи заявления, непосредственные действия по регистрации имеют право осуществлять только должностные лица Росреестра. Комментарий эксперта. Федеральным законом № предоставлено право на обращение за регистрацией в любое учреждение Росреестра, а не только по месту нахождения имущества.

Ранее действовавший Федеральный закон № 122-ФЗ позволял проводить регистрацию только по месту нахождения имущества. В Москве в состав органов, принимающих участие в регистрационной процедуре, входят:

  1. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве;
  2. система Многофункциональных центров.
  3. Управление Росреестра по Москве, в том числе в лице территориальных отделов;

Контактную информацию об адресах и порядке приема указанных органов можно найти на соответствующем разделе сайте Росреестра по адресу: Для Санкт-Петербурга перечень органов, принимающих документы для проведения регистрационных действий, определяется аналогичным образом:

  1. система Многофункциональных центров.
  2. Управление Росреестра по Санкт-Петербургу;
  3. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу;

Информация о составе предоставляемых услуг по регистрации недвижимости в Санкт-Петербурге доступна по адресу: Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

Отдельным видом регистрационных процедур является регистрация обременений на объекты недвижимого имущества. Наиболее распространенным видом обременений является залог недвижимости в качестве способа обеспечения денежных обязательств. Регистрация обременений должна учитывать следующие особенности:

  1. залоговое обязательство оформляется отдельным соглашением;
  2. информация о залоге должна содержаться в тексте основного договора;
  3. в качестве залога допускается использование права требования (например, в рамках кредитования по договору долевого строительства).

На практике с помощью залога обеспечивается обязательство заемщика по договору приобретения недвижимости с использованием заемных средств.

После регистрации сведения об обременении вносятся в , и будут являться основанием для ограничения прав собственника при распоряжении объектом. При получении выписки из в отношении объекта сведения о наличии зарегистрированного залога будут указаны в содержании указанного документа.

Совет эксперта. Залог может быть снят (аннулирован) только двумя способами: соглашением сторон или полным погашением обязательства. При совершении регистрационных действий заявителям необходимо уплатить , размер которой установлены Налоговым Кодексом РФ.

В зависимости от типа объекта, вида сделки или субъектного состава заявителей, размер госпошлины за регистрацию права будет составлять:

  1. для юридических лиц – 22 000 рублей.
  2. для граждан – 2000 рублей;
  3. для граждан в отношении объектов, перечисленных в п.п. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, – 350 рублей;

В отношении государственной регистрации обременения в виде ипотеки размер госпошлины составляет 1000 рублей для граждан, и 4000 рублей для предприятий. Особенности определения размера госпошлины для отдельных видов регистрационных действий перечислены в ст.

333.33 НК РФ. Документ, подтверждающий уплату госпошлины, необходимо представить одновременно с заявление при обращении в уполномоченные органы.

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются: в форме электронных документов, если Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки; в форме электронных документов или электронных образов документов, если Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе или посредством отправления в электронной форме, в том числе в форме электронных образов таких документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.