Меню
Главная - Другое - Функции таможенного тарифа

Функции таможенного тарифа

Сущность и структура таможенного тарифа. Сущность, классификация и способы расчета таможенных пошлин.


Сущность и структура таможенного тарифа: Таможенный тариф — является универсальным и гибким инструментом регулирования ВЭД путем воздействия на экономические интересы экспортеров и импортеров. Особенно эффективен он в отношении импорта товаров, спрос на которые высокоэластичен по цене. Таможенный тариф — это систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой перечень таможенных пошлин и их конкретных ставок.

Структура таможенного тарифа РФ имеет трехколоночное строение. Базовой является вторая колонка.

В ней указаны ставки пошлин на товары тех стран, с которыми у РФ есть соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле.

В первой колонке указаны ставки преференциальных (льготных) пошлин на товары из слаборазвитых стран.

Они составляют 75 % базовых ставок. В третьей колонке указаны максимальные ставки пошлин на товары из стран, не имеющих соглашений с РФ о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Тарифные ставки увеличиваются по мере повышения степени обработки исходного сырья, из которого изготовлены товары.

Этот принцип носит название тарифной эскалации (восхождения).

Его истоки прослеживаются со временем меркантилизма.

В связи с усилением регулирующего воздействия Всемирной торговой организации (ВТО) наблюдается некоторое выравнивание и понижение среднего уровня импортных пошлин. В РФ для разных групп товаров в соответствии с принципом эскалации принят ряд уровней ставок импортных пошлин : 5, 10, 15, 20%. Сущность, классификация и способы расчета таможенных пошлин: Таможенные пошлины по экономическому содержанию — разновидность косвенного налога, которым облагаются товары при пересечении таможенной границы в режиме импорта и (реже) экспорта.

Они повышают цену импортируемого товара и тем самым через рыночный механизм зависимости спроса от иены оказывают воздействие на объем и структуру импорта. Их классифицируют по функциям, способу расчета, объекту обложения, назначению, правовому источнику, характеру изменения во времени, истинной величине.

Таможенные пошлины выполняют три функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную. Фискальная функция реализуется перечислением уплаченных пошлин в государственный бюджет.

Для некоторых стран бюджетообразующая функция таможенных пошлин приобрела исключительные, гипертрофированны размеры. Более 40% доходной части бюджета РФ в 2006 г.

сформировано за счет таможенных платежей. Протекционистская функция таможенной пошлины состоит в ограничении импорта некоторых групп товаров для защиты интересов отечественных производителей. Балансировочная функция обеспечивает равновесие спроса и предложения товаров на внутреннем рынке при экономически обоснованном уровне внутренних цен.

Баланс спроса и предложения достигается при величине импортной пошлины, равной: ТП= Рв — РТС где ТП — величина ставки таможенной пошлины на единицу товара; Рв — уровень внутренней цены импортируемого товара, учитывающий необходимый объем потребления этого товара при сложившихся бюджетных ограничениях наименее состоятельных граждан страны и интерес отечественных производителей данного товара; РТС — таможенная стоимость единицы товара (часть контрактной цены, соответствующая составу её элементов при базисном условии DAF). По способу расчета различаются адвалорная пошлина, специфическая и комбинированная.

Адвалорная пошлина (ad value) рассчитывается в процентах от таможенной стоимости товара (ТС) по формуле Где ТПа — сумма адвалорной таможенной пошлины; ТС — таможенная стоимость товара; CТa — ставка адвалорной пошлины, % к ТС.

Ставка специфической таможенной пошлины устанавливается в евро за одну физическую единицу (штуку, тонну, килограмм, метр и т.

д.). Величина пошлины определяется в валюте контракта по формуле: Q — количество товара, декларируемое на таможенной границе; Стс — ставка специфической пошлин, в евро; Кев — курс евро в рублях; Кв.к — курс валюты контракта, в рублях. Комбинированный способ расчета таможенной пошлины предусматривает установление двух ставок: адвалорной и специфической.

Уплате подлежит наибольшая из двух рассчитанных по ним величин пошлины. По объекту обложения различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

В зависимости от специального назначения могут применяться антидемпинговые и компенсационные пошлины. Антидемпинговые пошлины представляют собой вид экономических санкций, применяемых страной-импортером к компаниям или фирмам, ввозящим в страну товары по заведомо заниженным ценам для подрыва позиций внутренних производителей данного товара.

Критерии демпинга довольно размыты, и сам его факт устанавливается судом пострадавшей страны на основании анализа разницы между мировой ценой и ценой демпинговой поставки. Компенсационные пошлины призваны нейтрализовать конкурентоспособность тех импортируемых товаров, производство которых в той или иной форме субсидировалось правительством страны-экспортера.
Компенсационные пошлины призваны нейтрализовать конкурентоспособность тех импортируемых товаров, производство которых в той или иной форме субсидировалось правительством страны-экспортера. По источнику права, устанавливающему применение пошлин, они разделяются на автономные, конвенциональные и преференциальные (льготные).

Автономные пошлины применяются на основании национального закона, Конвенциональные — в соответствии с положениями международных соглашений. Преференциальные применяются автоматически по отношению к товарам из самых слаборазвитых стран, перечень которых определен ООН.

По характеру изменения во времени различают постоянные и переменные ставки пошлин.

Впрочем, надо заметить, что абсолютно постоянных ставок не может быть в принципе, поскольку со временем изменяются условия производства и реализации всех товаров. В данном контексте имеется в виду относительное постоянство ставок на период действия нормативного документа.

Возможность же изменения ставок переменных пошлин предусмотрена самим законом на протяжении периода его действия в зависимости от ряда обстоятельств. Например, в рамках действующего в РФ Таможенного тарифа предусмотрено ступенчатое изменение ставок экспортных пошлин на нефть в зависимости от уровня мировой цены. Истинная, т.е. эффективная ставка импортной пошлины может не совпадать с номинальной, установленной на единицу данного вида товара, если в нем присутствуют импортируемые компоненты, которые облагаются по другой ставке.

Зависимость между ними определяется формулой: где ТПе — эффективная ставка таможенной пошлины на готовый товар; ТПп — номинальная ставка таможенной пошлины на данный товар; ТПim — номинальная ставка пошлины на импортируемые компоненты; Dim — доля импортируемых компонентов в таможенной стоимости товара.

Понятие, функции и виды таможенного тарифа.

правовая характеристика единого таможенного тарифа тс

Стр 6 из 24 Таможенный тариф – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров.

Правовое регулирование таможенного тарифа: 1. ТК ТС 2. Договор о Евразийском экономическом союзе (вступил в силу 01.01.2015) 3. Закон РБ «О таможенном регулировании» 4.

Решение Межгосударственного Совета ЕЭК (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 (ред. от 10.10.2014)

«О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК, РФ»

5. Единый таможенный тариф (утв.

Решением Совета ЕЭК №54 от 16.06.2012г.) Основными функциями Таможенного тарифа являются: 1) рационализация товарной структуры ввоза товаров(как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития экономики страны; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям); 2) поддержание рационального соотношение вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ; 3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; 4) защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику(Единая ставка пошлины на все товары не позволит осуществить ее защитную функцию). ВИДЫ:Прежде всего, тарифы делятся напростые и сложные. Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин.

Автономный – таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е.

без согласования с другими государствами или союзами других государств.

Конвенционный – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию.

По виду внешнеторговых операций различают: Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления. Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

По количеству ставок различают:Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров.

Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Многоколонный тариф — к многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными.

Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. По ставке:Запретительный — 40-100%, Ограничительный — >25, Умеренный — 10-15%, Свободный — <10%, открытый -> Единый таможенный тариф Таможенного союзаРБ, РК и РФ (ЕТТ ТС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой ТН ВЭД ТС.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии N 54

«Об утверждении единой ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа ТС»

(Принято в г.Минске 16.07.2012)) Единый таможенный тариф (ЕТТ) является неотъемлемым признаком ТС.

Отсутствие единого тарифа означает, что отсутствует и сам Таможенный союз.

Единый таможенный тариф ТС имеет следующие особые признаки.

1. Он является наднациональным нормативным документом. ЕТТ утвержден Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств 27 ноября 2009 г. № 18. Тариф публикуется с учетом ежегодных изменений, утверждаемых Комиссией Таможенного союза (ныне Коллегией Евразийской экономической комиссии) 2.

Ставки ввозных таможенных пошлин сгруппированы на основе Единой ТН ВЭД Таможенного союза. Поэтому ЕТТ Таможенного союза содержит ставки ввозных таможенных пошлин, распределенных на 21 раздел и 97 товарных групп единой ТН ВЭД Таможенного союза. [ 2 ] 3. Сферой действия единого тарифа является единая таможенная территория стран Таможенного союза.

4. Ставки ввозных таможенных пошлин группируются по способу их расчета (исчисления). В ЕТТ абсолютно преобладают адвалорные ставки (в % от таможенной стоимости), их доля составляет свыше 80% общего количества ставок включая также и специфические ставки этого тарифа.

Кроме того применяются и комбинированные ставки ввозных пошлин. Однако эти ставки определяются только по I методу (адвалорная, но не менее специфической).

К сожалению, комбинированные ставки, определяемые по II и III методу в Едином тарифе ТС пока не применяются. 5. Единый таможенный тариф Таможенного союза является конвенционным т.е.

имеет договорное происхождение. Он был разработан на базе унификации национальных таможенных тарифов.

Основой этой унификации выступил Таможенный тариф Российской Федерации, действовавший до создания Таможенного союза.

6. ЕТТ Таможенного союза является одноколонным тарифом. Он включает лишь базовые ставки («ставки ЕТТ ТС»), применяемые в торговле только с теми странами, которые имеют режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с государствами Таможенного союза.

7. Важнейшими характеристиками таможенного тарифа также выступают шаг и уровень ставок ввозных таможенных пошлин. В Едином таможенном тарифе (адвалорная ставка) в качестве шага была принята величина 5% (от таможенной стоимости импортного товара).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ. ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. Таможенные платежи —это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

К основным таможенным платежам относятся (ст.70 ТК ТС): 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; 5) таможенные сборы. Таможенная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В целях защиты экономических интересов РБ могут применятсяособые виды пошлин: • Специальные- защитная мера при ввозе товаров в количествах и на условиях которые наносящих или угрожающих нанести ущерб экономике страны.

Специальные пошлины в отношении товара применяются в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования (РНБ), на недискриминационной основе, независимо от страны происхождения товара в таком объеме, который необходим для устранения существенного ущерба экономики государств-участников таможенного союза или предотвращения угрозы его причинения. Специальная пошлина взимается сверх установленной ставки таможенной пошлины. • Антидемпинговые — применяются в случаях ввоза товаров, по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент их ввоза и если поставка наносит или угрожает нанести ущерб экономике Республики Беларусь; • Компенсационные — применяются если в производстве товаров или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб экономике Республики Беларусь.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с МД государств — членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов ТС.

(Указ №443 от 2006 г.) 6 : схема и процесс работы устройства. : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Реферат: Таможенно-тарифное регулирование

—PAGE_BREAK— Глава 2. ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2.1.Таможенный тариф.

Главным элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как: а)инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД; в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.

Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции.

Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам. Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Существует три основных типа таможенного тарифа: — двойной тариф — тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции.

Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной; — запретительный тариф — высокий таможенный тариф (например, свыше 20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара; — дифференцированный тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены.

Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т.

д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.

Элементы таможенного тарифа: 1.

таможенная пошлина– обязательный платёж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ в целях таможенно-тарифного регулирования. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: — фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; — протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; — балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин: I.По способу взимания: а) адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; в) комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения.

II. По объекту обложения: а) импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны; б) экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства; в) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. III. По характеру: а)сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной; б) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; в) компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

IV. По происхождению: а) автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны; б)конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе; в)преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

V. По типам ставок: а)постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств; б)переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

VI. По способу вычисления: а)номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт; б)эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт; б)эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. 2. таможенная стоимость– стоимостная характеристика перемещаемых через таможенную границу товаров, которая используется для целей: · исчисления таможенных платежей; · ведения таможенной статистики внешней торговли 3.

тарифные льготы– предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. 4. тарифные преференции– специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран 5. тарифные привилегии– преимущества, предоставляемые определённым физическим либо должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие, усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства. В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли — такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО.

Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании.

Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров.

При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной. В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности.

В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию — является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. Подводя итог, можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

Функции таможенного тарифа: · фискальная — обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета; · защитная — предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб; · регулирующая — оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других; · торгово — политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) — является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., которым предусматриваются следующие меры: — рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; — поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; — создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; — защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

— обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

2.2. Таможенное декларирование товаров.

Таможенное декларирование — это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары: — перемещаемые через таможенную границу; — при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада); — являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления; — являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления; — являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения; — незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению. ТК РФ предусматривает следующие формы таможенного декларирования: — письменную, — устную; — конклюдентную; — электронную. Письменная форма таможенного декларирования включает возможность подачи; — отдельной таможенной декларациипо установленной форме; — заявления, составленного в произвольной форме; — транспортного (таможенного) документа.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей: · исчисления и взимания таможенных платежей; · формирования таможенной статистики; · применения таможенного законодательства (проверки соблюдения требований избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры). Такими сведениями, в частности, могут быть: — сведения о заявляемом таможенном режиме; — о лице, декларирующем товар (декларанте), его представителе (таможенном брокере), ином лице, имеющем право на совершение с товаром юридически значимых действий от собственного имени; — сведения о лице, составившем таможенную декларацию (представитель организации-декларанта, специалист по таможенному оформлению, если товар декларируется таможенным брокером); — сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД России, страна происхождения, страна отправления (назначения), производитель товаров, характеристика упаковки, количество, таможенная стоимость); — сведения об исчислении таможенных платежей (виды и размеры ставок таможенных пошлин, НДС, акцизов, таможенных сборов, а также суммы исчисленных таможенных платежей); — сведения о примененных таможенных льготах (по уплате таможенных платежей); — сведения о курсе валюты (для целей учета и исчисления таможенных платежей); — сведения о соблюдении мер нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений неэкономического характера (лицензии, сертификаты); — иные сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товара под заявленный таможенный режим; — место и дата составления таможенной декларации. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления соответствующей печати), и подписывается работником этого лица.

При перемещении товаров физическими лицами в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей, допускается устная форматаможенного декларирования. В местах таможенного оформления, оборудованных для применения физическими лицами «зеленого коридора»(проход физического лица через специально обозначенное место), декларирование может осуществляться в конклюдентной форме, то есть выбор «зеленого коридора» рассматривается как заявление об отсутствии товаров, подлежащих письменному декларированию.

Электронное декларирование – это создание электронной копии грузовой таможенной декларации (ГТД), сброс в автоматизированную систему с помощью специальных каналов связи, регистрация, прохождение через форматно — логистический контроль, с целью выявления ошибок и несоответствий.

Конечным этапом электронного декларирования является выпуск товара. К плюсам электронного декларирования можно отнести: · безбумажную систему оформления; · высокую скорость таможенного оформления; · полную прозрачность процесса таможенного оформления; · возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме.

2.3. Таможенный режим. Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами (статья 22 Таможенного кодекса РФ).

Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений. В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает

«совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей»

(ч.

12 ст. 18 ТК). Таможенный режим является одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С его помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима (бенефициар таможенного режима — лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима).

г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу. Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При ввозе товаров и транспортных средств к указанным действиям относится фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации, а при их вывозе — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары и транспортные средства (ч.

5 ст. 18 Таможенного кодекса РФ). Таможенные режимы имеют внутреннюю структуру, которая представляет собой условия, требования и ограничения.

Они могут содержаться как в самом Таможенном кодексе РФ, так и в иных нормативных правовых актах. В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия и ограничения как общего характера, так и относящиеся к отдельным видам товаров.

Под условиями и требованиями таможенного режима понимают действия, с совершением которых связана возможность предоставления лицу таможенного режима и возможность его завершения, а под ограничениями — действия с товарами и транспортными средствами, в совершении которых лицо прямо или косвенно ограничено. Принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, в соответствии с которым лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами по таможенному делу закреплен в статье 25 Таможенного кодекса РФ.

Следует различать понятия «выбор» и «изменение» таможенного режима. Выбор таможенного режима имеет место в случае, когда товар еще не приобрел статуса для таможенных целей либо когда этот статус в силу различных обстоятельств утрачен.